Продажа настольных игр в России увеличилась в 2017 году на 3 млрд руб. При покрытии рынка предложением на 25-30% такой вариант деятельности позволяет хорошо заработать. Окупаемость бизнеса может быть достигнута в течение 3-6 месяцев. Игры можно писать самому, заключать контракты с авторами, адаптировать западные аналоги. Актуален вариант приобретения франшизы. При инвестировании от 300 тыс. руб. можно рассчитывать на рентабельность до 200%. «Hobby World» и «Игровед» — яркие примеры организации аналогичного бизнеса в России, которые сумели выйти на многомиллионные обороты и покорить западный рынок.
Настольные игры – прибыльная ниша для бизнеса?
В последние годы в России активно набирают популярность настольные игры. Только за 2016 год оборот этого рынка составил 10 млрд руб. Как такое возможно в век информационных технологий, насыщенный мобильными приложениями и компьютерными программами для геймеров?
В качестве причин активного распространения настольных развлечений чаще всего называют:
стремление людей отдохнуть от гаджетов, которые стали неотъемлемой частью современной жизни;
возможность живого общения с близкими людьми в кругу семьи или друзей.
Справка! В мире на сегодняшний день создано и распространено более 50 тыс. разновидностей настольных игр.
Источник: РБК
В России 10 лет назад на рынке можно было встретить только детские игры с фишками и кубиками из советского прошлого, шашки, шахматы, лото, домино и несколько мировых бестселлеров – «Монополия», «Каркассон» и «Скрабл».
Ситуация начала меняться с 2010-2011 гг., когда появились первые компании, которые начали производить западные образцы по франшизе и разрабатывать собственные варианты забав подобного рода.
В настоящее время покрыто всего 25-30% рынка настольных игр, значит на этом можно неплохо заработать. Важно учесть особенности этого сегмента российской экономики:
Конкуренция между продавцами активна в Москве и Санкт-Петербурге. В остальных регионах России она ощущается слабо.
Игры чаще всего – это незапланированная покупка. Поэтому важно знать, сколько жители того или иного региона готовы потратить на товары вне списка. В Москве – это 1 000 руб., в Санкт-Петербурге – 700 руб., в небольших городах – 300-500 руб.
В крупных городах такие развлечения продаются эффективнее в специализированных магазинах настольных игр, а в средних и небольших городах – в отделах игрушек, товаров для отдыха, подарков.
Минимальный тираж одной игры составляет 500-600 шт. – в меньшем количестве выпускать такой товар нерентабельно.
Интересный факт! Сегменту характерен феномен «цепной рекламы»: из 10 игроков, прошедших несколько раундов в «Скрабл», «Уно» или другую настольную забаву, 2-3 человека приобретут отдельный экземпляр для себя.
Источник: Ведомости
Бизнес-модель: настольные игры как способ заработка
Почему идею производства и продажи настольных игр можно рассматривать как прибыльный вариант бизнеса в России?
Во-первых, по статистике даже в кризисные 2014-2016 годы продажи компьютерных развлечений упали на 150 млн долл., рынок настольных игр продолжил свой рост.
Во-вторых, при самостоятельной разработке и продаже их издателю рентабельность может достигать 200-300%.
В-третьих, задаваться вопросом, где найти стартовый капитал, не придется – начать можно и с 5-10 тыс. руб.
В-четвертых, важно понимать, что наибольшим спросом пользуются игры с простыми правилами.
Рисунок 2. Элиас – игра с простыми правилами для неограниченного числа игроков. Источник: сайт «Единорог»
Рисунок 2. Элиас – игра с простыми правилами для неограниченного числа игроков. Источник: сайт «Единорог»
Справка! Более высоким спросом на российском рынке пользуются игры средней сложности для детей и подростков в ценовом сегменте 100-500 руб. Дорогостоящие и сложные настольные забавы для взрослых (500-3 000 руб.) менее популярны.
Источник: РБК
Следует понимать практические нюансы открытия магазина настольных игр
Варианты организации бизнеса
Существует несколько вариантов организации бизнеса на базе настольных игр:
Покупка франшизы. Способ для новичков, позволяющий быстро найти своих клиентов и добиться окупаемости за несколько месяцев.
Самостоятельная разработка игр и их продажа при сохранении авторства специализированному издательству. Первоначально автор отправляет издателю прототип игры. В случае заинтересованности последнего заключается договор. Издание берет на себя все расходы по изготовлению и продаже игры и присваивает выручку, выплачивая автору 3-10% с каждой выпущенной коробки.
Самостоятельная разработка, производство и продажа настольных развлечений. Такую рискованную и смелую идею можно в дальнейшем разнообразить печатью по прототипам сторонних авторов.
Примечание! Открыть торговую точку можно, зарегистрировав ИП. Также стоит рассмотреть возможности использования упрощенной системы налогообложения (УСН).
Вариант
Инвестиции
Окупаемость
1
Покупка франшизы на продажу продукта с мировым именем в России
От 50 тыс. руб.
3-12 мес.
2
Самостоятельная разработка и продажа при сохранении авторства специализированному издательству
От 10 тыс. руб.
1-2 мес.
3
Самостоятельная разработка, производство и продажа
От 100 тыс. руб.
3-7 мес.
Характеристика продукта – первые шаги в деле
Прежде чем начать бизнес на базе настольных игр, важно детально проработать ряд важных нюансов:
Целевая аудитория. Важно понимать, на кого рассчитан продукт: на мальчиков 15 лет или на молодежь 25.
Тематика. Любая настольная игра отличается тематикой – рыцари, войны, динозавры, кино и др. От этого зависит, на какую полку в магазине она попадет.
Важный момент! Тематика и целевая аудитория должны находиться в строгом соответствии друг с другом. Любой покупатель, рассматривая игру, всегда задаст себе вопрос: «Для меня ли она?» и «Почему я должен ее купить?».
Перед тем как начать продажу своей игры или продукта по франшизе, важно провести тест на «когнитивную сопротивляемость». Для этого необходимо собрать одну или несколько групп по 6-8 человек и по итогам игры ответить на такие вопросы:
Понятны ли правила игры?
Интересен ли сюжет?
Есть ли недочеты и ошибки?
Если результаты теста окажутся неутешительными, то на базе выбранного варианта игры бизнес строить не имеет смысла.
Важный момент! Технические вопросы имеют значение. Следует контролировать качество печати изображений, наличие составных элементов в пачках (фишки, кубики карточки и др.). Коробка с настольной игрой должна быть нарядной, аккуратной, устойчивой и иметь яркий и запоминающийся дизайн.
Техническая сторона
Закупка оборудования для печати, ламинации, упаковки игр требует колоссальных затрат. Именно поэтому можно воспользоваться услугами сторонних организаций.
Как организовать продажи?
Открывая магазин настольных игр, можно выбрать один из 3-х вариантов:
Комбинированная торговая точка. Наряду с основным продуктом тут продаются игрушки, товары для отдыха, хобби, досуга.
Клуб досуга с точкой продажи. В этом случае плата взимается за партию в игре. К тому же игроки могут купить настольное развлечение домой, сделать ставки, получить приз, купить гамбургер и колу и др.
Интернет-магазин. Самый надежный вариант, сокращающий риск вложений. Начать продажи можно с ходовых игр, а после – расширить ассортимент.
Совет! Первые партии игр можно продать и на базе договоренностей с отделами игрушек и товаров для отдыха в крупных супермаркетах.
Реклама – двигатель продаж
Важную роль в продажах играет реклама, основой которой выступают «сарафанное радио» и социальные сети. Листовки (POS-материалы) лучше всего распространять в торгово-развлекательных зонах. Реклама партнеров, состоящая в обмене литовками с магазинами игрушек и товаров для отдыха, также действует эффективно. Менее действенный вариант – реклама на билборде, транспорте, а также объявления в сети.
Основной сегмент покупателей – молодежь в возрасте 25-35 лет. В связи с этим представляется эффективной реклама близ кафе, образовательных учреждений, фитнес-клубов.
Персонал имеет значение
Продавец-консультант стола специфического товара должен отвечать ряду требований:
детально знать не только состав коробок и прописанные правила игры, но и понимать ее с позиции игрока;
понимать, что можно посоветовать покупателю, исходя из его возраста и интересов;
уметь заинтересовать в игре, разъяснить ее суть и порядок.
Сколько можно заработать на продаже настольных игр?
Если автор передает игру издательству и рассчитывает на получение авторского гонорара, то его затраты составят порядка 5-10 тыс. руб. на создание прототипа игры. Обычно авторский гонорар платится с числа изданных, а не с числа проданных экземпляров. Если минимальная партия составляет 500 шт., то можно рассчитывать на выручку в 25 тыс. руб., поскольку:
средняя стоимость игры составляет 1 000 руб.;
средний процент авторского гонорара – 5% от стоимости.
В этом случае окупаемости можно достигнуть уже в первый месяц деятельности. С другими вариантами организации бизнеса дело обстоит иначе.