Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИСЛАМ В РОССИИ – ислам является одной из традиционных религий на территории России. Наиболее ранние контакты и связи народов бывшей Российской империи с исламским миром могут быть датированы 7-8 вв. В сер. 7 в. первые арабские завоеватели проникают на территорию Закавказья и Средней Азии. К нач. 8 в. границы территорий, вошедших в состав халифата, проходили на Кавказе по Главному Кавказскому хребту (до Дербента). В Средней Азии в состав мусульманских владений входили Мавераннахр (территория к северу от Амударьи), Хорезм, Фергана. В результате завоеваний было сформировано целостное социально-политическое пространство, на котором проходили интенсивные процессы культурно-цивилизационного взаимодействия, главным результатом которых стало широкое распространение ислама на этих территориях при сохранении значительного количества автохтонных до-исламских религиозных традиций. Процесс исламизации сопровождался также известной арабизацией местного населения. С другой стороны, арабы, переселившиеся на эти территории, постепенно сами ассимилировались местным населением. Фактический распад халифата как централизованной системы политической власти в 9 в. привел к прекращению широкой военной экспансии, однако распространение ислама к северу от завоеванных территорий происходило в связи с расширением торговых и хозяйственных связей между Ближним и Средним Востоком и регионами центральной Евразии, в т. ч. Русью. Первыми мусульманами, с которыми встретились жители Руси, были, по-видимому, хазары, исповедывавшие ислам наряду с иудаизмом, христианством и языческими верованиями (см. Язычество). Официальное принятие ислама в Волжско-Камской Булгарии датируется 922, когда ко двору булгарского хана Алмуша прибыло посольство багдадского халифа аль-Муктадира, в составе которого находился Ахмад ибн Фадлан, оставивший описание своего путешествия. Наиболее сложным и неоднозначным для русско-мусульманских взаимоотношений был период монголо-татарского ига и Золотой Орды. Под властью монголов оказались не только русские, но и проживавшие в Поволжье мусульмане-булгары. В 1245 монгольский хан Берке принимает ислам, ас 1312 при хане Узбеке ислам становится государственной религией Золотой Орды. При этом Русь, находившаяся в вассальном подчинении у монголо-татар, сохранила религиозную и культурную самостоятельность. Борьба Руси с владычеством Золотой Орды не носила религиозного характера и определялась прежде всего политическими интересами. Отношения Российского государства с мусульманами, вошедшими в русское подданство в 16-17 вв., развивались неоднозначно. С одной стороны, ислам и его религиозные учреждения в России никогда не были официально запрещены, однако переход в православие не только всячески приветствовался, но и признавался делом государственной важности. Начиная с 14 в. десятки выходцев
414
из татаро-монгольской знати активно поступали на русскую службу, получая после принятия православия все права, присущие родам русской аристократии. В составе русского дворянства прослеживается несколько сот фамилий тюркского происхождения – Юсуповы, Тенишевы, Урусовы и многие другие, представители которых сыграли выдающуюся роль в политической, военной и культурной истории России. Значительная часть тюрко-татарской знати служили России, сохраняя мусульманское вероисповедание. В этом случае ее представителям разрешалось владеть родовыми землями, выплачивалось жалованье, но не разрешалось владеть православными крестьянами. Распространение ислама на Сев. Кавказе проходило несколько позже, чем в других регионах, вошедших впоследствии в состав Российской империи. До 15 в. сколько-нибудь заметный уровень исламизации населения можно отметить лишь в Дагестане. В 16 в. благодаря мусульманским проповедникам из Дагестана ислам проникает в Чечню, а позднее в Ингушетию. В 15-17 вв. в результате военной экспансии Османской империи и Крымского ханства были частично исламизированы народы Черноморского побережья Кавказа. Позднее ислам распространяется среди адыгейских народов. В 17-19 вв. ислам проникает к осетинам, карачаевцам и балкарцам. Значительную роль в распространении ислама на территории, вошедшей впоследствии в состав России, сыграли суфийские братства (см. Суфизм): Накшбандийа и кадирийа на Кавказе, накшбан-дийа и йасавийа, а также на более раннем этапе кубра-вийа в Средней Азии, Казахстане и Поволжье. В 18 в. политика Российского государства по отношению к исламу и мусульманам была не вполне последовательной. В целом законодательство первых русских императоров и императриц сдерживало распространение влияния ислама. Ограничивалось строительство новых мечетей, всячески поощрялись переход мусульман в православие и миссионерская деятельность среди мусульман православного духовенства, а попытки возврата из православия в ислам жестко пресекались. Политика веротерпимости начала проводиться в России в царствование Екатерины Великой, что стимулировалось внешнеполитическими событиями того времени – первым разделом Польши и Русско-турецкой войной 1768-1774. После присоединения к Российскому государству Крыма и Кубани Екатерина II в своем манифесте 8 апр. 1783 пообещала мусульманам Тавриды «охранять и защищать их лица, храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно». Признание религиозной автономии мусульман сопровождалось все более усиливавшимся стремлением к интеграции мусульманской общины, прежде всего ее социальной и духовной элиты, в систему государственного устройства империи. Ускорился процесс включения мусульман в различные сословия и сословные группы с распространением на них соответствующих прав и обязанностей. Ключевым моментом этого процесса было создание в 1788 Оренбургского магометанского духовного собрания. В 1810 на правах особого министерства было учреждено Управление делами иноверцев, в ведении которого находились все вопросы религиозной жизни иноверцев, за исключением судопроизводства. В 1832 Управление делами иноверцев было преобразовано в Департамент духовных дел иностранных исповеданий и включено в структуру Министерства внутренних дел, где оно находилось вплоть до 1917. Во время правления Николая I последовал ряд законодательных решений, касающихся положения мусульман в России. В 1831 произошло фактическое образование Таврического магометанского духовного правления, юрисдикция которого распространялась на западные районы Российской империи. Был подготовлен принятый в самом начале правления императора Александра II первый «Устав духовных дел иностранных исповеданий» (1857), специальный раздел которого был посвящен мусульманам. Вовлечение российских мусульман в революционные события нач. 20 в. привело к созданию ряда политических партий, так или иначе использовавших в своей деятельности исламские лозунги. Накануне революции 1917 в Российской империи проживало ок. 20 млн мусульман. Большинство из них было суннитами (см. Сунниты), лишь на территории современного Азербайджана преобладали шииты (см. Шииты). По оценке Департамента духовных дел иностранных исповеданий, к 1 янв. 1912 в империи на официальном учете состоял 24 321 мусульманский приход с 26 279 богослужебными зданиями (соборными мечетями, летними и зимними мечетями и молитвенными домами и т. д). По этой же оценке, в стране было официально признано наличие 45 339 мусульманских духовных лиц. В первые годы после Октябрьской революции 1917 предпринимались попытки достижения компромисса между советской властью и исламом. Так, в 1920-е гг. на Кавказе и в Средней Азии наряду с государственными сохранялись шариатские и адатные (обычно-правовые) суды, некоторые представители мусульманской интеллигенции выдвигали проекты адаптации марксизма к реалиям мусульманского общества (М. Султан-Галиев и концепция «мусульманского коммунизма»). Однако большая часть исламских религиозных деятелей в конечном итоге перешла в оппозицию к советской власти, что в кон. 1920-х гг. вызвало к жизни басмаческое движение.
415
В период Великой Отечественной войны намечается определенная либерализация в религиозной политике советской власти, в т. ч. и по отношению к исламу. В результате этих процессов в послевоенный период сформировалась структура управления религиозными делами мусульман, сохранявшаяся вплоть до начала 1990-х гг. и включавшая четыре Духовных управления мусульман Средней Азии и Казахстана с резиденцией в Ташкенте, европейской части СССР и Сибири с резиденцией в Уфе, Сев. Кавказа с резиденцией в Махачкале и Закавказья с резиденцией в Махачкале. Из них первые три, суннитские, возглавлялись муфтиями, а последнее, шиитское, шейх-уль-ис-ламом. Вместе с тем значительное влияние сохраняли неофициальные религиозные деятели (т. наз. «вне-мечетный ислам»), многие из которых были наставниками и членами суфийских братств (тарикат). На рубеже 1970-1980-х гг. в рамках «внемечетного ислама» возникают диссидентские фундаменталистские группы (см. Фундаментализм религиозный) различной ориентации. Распад СССР повлек за собой и разложение системы Духовных управлений мусульман. Из каждого Духовного управления выделилось по несколько самостоятельных муфтиятов, только Духовное управление мусульман Закавказья (ныне Кавказа) сохранило видимое единство. В этой ситуации резко повысилась роль «внемечетного ислама», как традиционалистского, так и фундаменталистского крыла. В 1990 на базе неформальных фундаменталистских групп была создана Всесоюзная исламская партия возрождения, также распавшаяся на несколько региональных партий, многие из которых принимают активное участие в современных территориальных и политических конфликтах на постсоветском пространстве. С 1990-х гг. наблюдается заметная радикализация фундаменталистских движений и распространение экстремистских религиозно-политических идей в России и на постсоветском пространстве. После распада Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) и Духовного управления мусульман Сев. Кавказа на территории Российской Федерации образовалось несколько десятков самостоятельных Духовных управлений мусульман (муфтиятов). Большая часть их объединена в две конкурирующие между собой структуры – Центральное духовное управление мусульман (с центром в Уфе), считающее себя идейным и юридическим преемником Оренбургского магометанского собрания и ДУМЕС, и Совет муфтиев России с центром в Москве. Также действует Координационный центр мусульман Сев. Кавказа. (См. также: Ислам.)
ИЛ. Алексеев