Страстное увлечение русских царей
В собраниях и коллекциях российских императоров особое место отводилось оружию.
Все царствующие особы Дома Романовых в той или иной степени занимались собирательской деятельностью. Общеизвестны увлечения Петра Великого - основателя Кунсткамеры и Екатерины II, имя которой неразрывно связано с Эрмитажем. Во всех царских собраниях и коллекциях XVII-XX веков особое место отводилось предметам оружия.
Первый царь из династии Романовых - Михаил Федорович много сил отдал восстановлению царской казны после польско-шведской интервенции начала XVII века. Через несколько лет после восшествия Михаила Федоровича на престол в придворной царской мастерской для него было сделано роскошное оружие: два шлема, пять разных доспехов - юшман, бахтерцы, зерцала, булава, сабля, саадаки, пищали. Часть из этих предметов имела парадное, церемониальное назначение, и относилась к понятию "большого наряда". Но важно отметить, что эти предметы, выполненные в Оружейной палате Московского Кремля, так же, как и подарки, поднесенные царю Михаилу Федоровичу от иностранных государей, составляли группу личного царского оружия. Великолепие этих предметов говорит не только о высочайшем мастерстве их авторов, но и о глубоком понимании их владельца достоинств этого оружия.
Царь Алексей Михайлович прославился своим увлечением соколиной охотой. Кроме того, при нем регулярно устраивались воинские смотры, он лично участвовал в военных походах. И для охоты, для военных нужд Алексей Михайлович использовал личное оружие, которое также было изготовлено в Оружейной палате. Это оружие составляло уже значительную группу.
Комплекты личного оружия Михаила Федоровича и Алексея Михайловича можно отнести к собраниям, которые формировались для практического пользования. Такое собирательство было характерно для богатых русских бояр и дворян XVII века, которые коллекционировали парадное, охотничье и военное оружие. Такие собрания пополнялись специальными заказными работами, выполняемыми лучшими мастерами-оружейниками, многие из которых работали в царской мастерской - Оружейной палате.
Московские оружейники славились своим искусством. Они создавали удивительные по красоте и богатству оформления предметы, применяли серебро и золото, драгоценные камни, кость, перламутр, редкие породы дерева, использовали все известные ювелирные техники - гравировку, чеканку, резьбу, оброн, золочение, инкрустацию, эмаль и т.д. Московские мастера умели превращать охотничье и парадное оружие в произведения искусства, а московские богатые сановники умели ценить эти произведения. Не случайно И. Забелин, рассказывая о русском быте XVII века, писал, что не только во дворце, но и вообще между знатными и богатыми людьми того времени была "охота к редкостям и драгоценностям, к разным узорчатым, хитрым изделиям и курьезным вещицам".
Источниками пополнения личных собраний могли быть дары и подношения оружия - традиционно самого изысканного царского подарка. Так, например, у князя Василия Васильевича Голицына было большое количество оружия, среди шести пар наручей хранились замечательные булатные наручи персидской работы, возможно, подаренные ему в период близости к царскому дому. Кстати сказать, позднее в 1690 году собрание оружия В.В. Голицына попало в царское хранилище с пометкой "из описных животов князей Василия и сына его Алексея Голицыных". Оружейная палата сохранила для нас образцы роскошных царских подарков, присланных из разных стран русским государям, - традиционно большим ценителям и знатокам оружия.
История частного собирательства, в нынешнем понимании этого значения, начинается в следующем, XVIII столетии. С именем Петра Великого связано особое отношение к коллекционированию оружия. С ранних лет, увлекаясь военным делом, он стал собирать свою личную оружейную коллекцию. Как и петровская Кунсткамера, оружейная коллекция предназначалась для научно-познавательных целей, знакомила Петра с достижениями оружейного производства России и иностранных держав конца XVII века. Эти знания помогли Петру Алексеевичу в период разработки новейших образцов вооружения для созданной им русской регулярной армии.
С начала XVIII века главной резиденцией императорских сановников становится Петербург. Строятся роскошные дворцы, устраиваются сады, парки. Сам Петр Великий, после знакомства с нравами европейских императорских домов, посчитал необходимым в 1710 году подарить Марте Скавронской - будущей императрице Екатерине Алексеевне - земли для постройки царской резиденции. В Екатерининском дворце в Царском Селе был собран арсенал, состоящий, главным образом, из охотничьего оружия.
Императрица Анна Иоанновна завела здесь большое охотничье хозяйство и любила охотиться со своими приближенными в этих окрестностях. Царскосельский арсенал, в отличие от коллекции оружия Петра I, имел другое предназначение. Это собрание полностью отвечало иным вкусам владельца. Оно использовалось как для охоты, так и для создания своеобразного внутреннего убранства царской резиденции.
При Анне Иоанновне существовало еще одно собрание оружия, которое получило название Рюст-Камеры. В него вошло современное охотничье оружие, причем многие образцы поступили из частных собраний попавших в опалу вельмож. Коллекция долгое время хранилась в Санкт-Петербурге, затем была перевезена в царскую летнюю резиденцию в Ораниенбауме, затем вновь в Петербург, и, наконец, в 1810 году в качестве музейной коллекции старинных вещей поступила в Московскую Оружейную палату.
Елизавета Петровна также любила охоту и приезжала в Царское Село пострелять согнанных сюда со всей округи оленей, лосей и лисиц. Развивая и поощряя царскосельские охотничьи традиции, она построила в парке великолепный охотничий павильон по проекту Ф.Б. Растрелли.
При Екатерине Великой коллекция оружия в Царском Селе продолжала увеличиваться, но она вновь изменила свою направленность, в соответствии с интересами и характером своего владельца. Оружейная коллекция воспринималась как памятник военной и боевой славы. Она пополнялась военными трофеями и богатыми дарами, полученными Екатериной во время русско-турецких войн. Восточное оружие значительно обогатило царскосельский арсенал и пополнило его роскошными восточными саблями и ятаганами, ружьями и пистолетами, булавами и бунчуками. Эти трофеи располагались в залах дворца в виде декоративных композиций, подчеркивающих репрезентабельную пышность императорской резиденции.
Сын Екатерины - Павел Петрович также собирал коллекцию оружия. Получив от матери в подарок дворец в Гатчине, Павел продолжал пополнять имеющееся там оружие, которое начал собирать еще первый владелец гатчинских земель граф Г.Г. Орлов. По повелению Павла там было размещено привезенное из Петербурга образцовое строевое оружие, кавалерийские принадлежности, кирасы, каски, мундиры, конская упряжь. Значительно пополнилось это собрание после поездки Павла с супругой по странам Западной Европы. Сохранившиеся отзывы об этой коллекции отмечали, что она была "редким собранием оружия почти всех времен".
Александра I оружие сопровождало постоянно, почти половину своего царствования он провел в непрерывных войнах. Но, как отмечают исследователи, разнородное оружие, оставшееся после смерти Александра в Царском Селе, отнюдь не свидетельствовало о воинственных пристрастиях императора. Оно состояло из детских оружейных образцов, подаренных ему августейшей бабкой и матерью, нескольких личных шпаг и дипломатических подарков.
Николай I стал одним из известнейших коллекционеров оружия. При нем царскосельский арсенал стал систематическим собранием, которое регулярно пополнялось трофеями, подарками, специально закупленными образцами. Он увлекался военной историей и собирал в течение всей своей жизни старинное оружие и другие военно-исторические реликвии. Увлечение историей оружия, возможно, стало причиной того, что 23 мая 1842 года Николай I организовал уникальное действо. Он провел знаменитый "карусель" - средневековый рыцарский турнир, а для 16 кавалеров и дам, участников театрализованного зрелища, были взяты из собственного оружейного собрания подлинные рыцарские доспехи, оружие и костюмы XVI века.
Александр II унаследовал увлечение отца оружием. Коллекционировать он начал в юности, привозил оружие из путешествий, приобретал его и получал в дар. О размахе коллекционной деятельности Александра II говорит факт закупки на аукционе в 1861 году необычайно ценной, уникальной восточной оружейной коллекции князя Петра Салтыкова, которая значительно обогатила и украсила царскосельский арсенал.
Александр III, избравший местом своего постоянного пребывания Гатчину, был не только заядлым охотником, но и большим любителем и знатоком оружия. В Гатчине хранилась его личная оружейная коллекция. Ему же принадлежит решение дальнейшей судьбы царскосельского арсенала: в 1886 году, по приказанию царя, он был перемещен в столичный Императорский Эрмитаж, где и хранится поныне.
Николай II в память об отце - собирателе предметов русской старины, покровителе искусств, в 1895 году издает именной высочайший указ "Об учреждении Русского музея Императора Александра III", ныне известного как Российский Этнографический музей в Петербурге. Первыми фондообразователями этого музея стали сам Николай II и члены императорской семьи. Они передали в музей предметы русской старины, в том числе и оружие.
У последнего русского императора в резиденции в Царском Селе был довольно широкий выбор оружия. Это - парадные образцы, поднесенные в дни торжеств, посвященных 300-летию дома Романовых в 1913 году, охотничье оружие, образцы табельного стрелкового оружия стран Европы и оружие, принадлежащее частям русских и зарубежных армий, шефами которых числились члены императорской фамилии.
На фотографии слева - Сабля кавалерийская. Испания, нач. XX в. Подарена королем Испании Альфонсом XIII императору Николаю II в 1908 г. Справа - Палаш Кирасирский. Берлин, мастерская Ноймана, 1819 г. Подарен кайзером Вильгельмом II императору Николаю II.
Традиции коллекционирования дома Романовых были прочно связаны с оружием. Его почитали и собирали, преумножая российский коллекционный фонд оружия. Благодаря собирательской деятельности царственных почитателей и знатоков, замечательные коллекции памятников оружейного искусства сохранились до наших дней.