Феномен коллекционирования: К вопросу о культивировании коллекционирования в школе (часть 3) (www.hausarbeiten.de)
site-iconinoantiqpressa.com/index.php/raznoeanalisys/1275-----------3-
Сокращённый перевод
Любопытство
Благодаря защищённости во внутреннем пространстве для людей группы становится возможным видеть природу с иной стороны, с точки зрения любознательности. Благодаря социальной связи отдельные члены группы становятся мыслительно и в плане времени менее загруженными, в результате чего появляется возможность восприятия нового и незнакомого опыта. Любопытство начинает обогащать поведение человека, «мир воспринимается в его качествах, [...] мыслительное и эмоциональное внутреннее пространство человеческого существа открывается для желаний и стремлений».
Внимание к предмету может концентрироваться к его форме, его материальным свойствам, его особенностям или его «красоте». К кругло отшлифованному камню, красочному цветку или особенно крупному плоду. Там, где камень или цветок испытывают такое внимание, и воспринимаются как ценные, достойными, чтобы ими заниматься, за ними будут следовать несколько аналогичных экземпляров, хотя и не являющихся необходимыми для выживания. Вещи в результате привнесённого человеческим вниманием «заряжаются» значением.
Священный
В конце концов, человек больше не рассматривает мир как «самого по себе». Природа при всей своей климатической силе и энергии стала визави себе самой, который не может быть предсказуемым. Следствием этого должны были стать неопределенность и страх. Для того, чтобы прийти к соглашению с этим страхом, незнакомца, внушающего страх увязывают со знакомыми, хорошо известными предметами. В результате для людей из непонятного возникает в ритуальном акте воспроизведения новая близость. Предполагается, что уже в очень раннее время предметы были в центре ритуальных действий. Это подтверждает прежде всего доисторическая культура погребения. Из культово-религиозных соображений фараоны первой династии около 3000 лет до н.э. уже собирали для своих погребений дары. Другие источники указывают на находки, датированные ещё более ранним временем.
Ритуальные объекты это вещи, которые служат в качестве знаков или источника силы и максимальных возможностей. Эти качества собраны в определенном предмете: на таких объектах строится опыт того, что вещи могут иметь силу, а с ними когда-то обретёт её также их владелец. Такие объекты сохраняют, за ними ухаживают и защищают, они должны помогать защищать человеческое сообщество. В качестве первых «человеческих» вещей они сохранялись, наверное, на протяжении многих поколений. В социальной общности священные объекты в состоянии центрироваться и объединяться.
Всем культовым объектам присуща посредническая функция, в отличие от объектов, которые являются полезными: функция последних как посредников ограничивается тем, что они должны быть продолжением руки. В то же время ритуальные предметы лишены конкретной потребительской способности и интегрированы в новые социальные взаимосвязи и меняющиеся цели.
Оригинал публикации: Das Ph?nomen Sammeln: Zur Kultivierung des Sammeln in der Schule