Форум по теме охота,рыбалка,спорт,кладоискательство,антиквариат,оружие,армия,политика,кино,наука,музыка,танцы,рукоделие,компьютеры,общение
http://uvlecheniehobby.ru-лучший сайт по хобби,охота,рыбалка,спорт,армия,оружие,антиквариат,кладопоиск,нумизматика,общение,встречи,политика,новости,купля-продажа,наука,образование,культура,компьютеры,электроника и многое другое.
Профессиональный ведический астролог Лесное Рейки тарошаман Твой профессиональный успех моаср Юнг слционика Болаяра Философия и психология жизни Алла Балановская спецгост




html clock code часы html на сайт

www.uvlecheniehobby.ru$5387$5387Сколько стоит ваш?

.

Техника лощения керамических изделий.

форум по творческим поделкам,в том числе и детским.

Модератор: Золотунчик

Техника лощения керамических изделий.

Сообщение admin » 05 апр 2015, 14:29

Техника лощения керамических изделий
Здравствуйте!

Многие покупатели и начинающие гончары меня спрашивают что такое лощеная керамика, почему мои сосуды имеют такой блеск, как лощат керамические изделия?

Фотографии дают мало информациио процессе лощения.Поэтому я записала этот процесс на видео.

Процесс лощение керамики заключаестся в том , что поверхность керамического изделия натирается до зеркального блеска каким-либо гладким предметом. В старину использовались палочки, камушки или другие гладкие предметы. Сейчас гончары применяют более удобные металлические палочки различной формы - лощилки.


Мне нравится использовать инструменты, которые используются во флористике. Но можно использовать все, что будет удобно, например, обычную ложку.

Зачем наш предки лощили керамические изделия? При лощении верхний слой глины становится плотным. Лощеный сосуд становится влагонепроницаемым. Лощеная глина не пропускает воду - это и было основной целью лощения.

Лощить можно и гончарную, и лепную керамику.

При лощении не применяются глазури. Поэтому сосуды получаются экологически чистыми. Это тот эффект, ради которого стоит лощить в настоящее время.

Смотрите видео. Кроме самой техники лощения я рассказала и интересную историю, и немного о глазури - почему я лично не люблю глазурь.

Лощение керамики.
Лощение керамики заключалось в том , что поверхность керамического изделия, , натирали до зеркального состояния каким-либо гладким предметом. Затем просушивали и ставили на обжиг. После обжига эффект лощения усиливался. Керамическое изделие начинало блестеть.
Изображение
Существует краснолощёная и чернолощёная керамика.
Древний прием декорирования, называемый лощением, заключается в том, что всю поверхность керамического изделия или отдельные его участки натирают почти до зеркального блеска голышом, полировальной косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком и т. п.

С помощью гладких полирующих предметов на глиняную поверхность наносят также простейшие узоры, чаще всего в виде волнистых и пересекающихся прямых линий.

Блеск, приобретенный при лощении, усиливается после обжига керамическою изделия.

Перед лощением изделие подсушивают до кожетвердого состояния, когда глина уже теряет пластичность, но еще не затвердевает окончательно.

Определяют кожетвёрдое состояние глины опытным путем, пробуя время от времени проводить гладким предметом полосы где-нибудь в незаметном месте, скажем, на донышке вазы или кувшина.

Как только лощило начнет оставлять на глине блестящие полосы, можно приступить к лощению.

ИзображениеВыполнять лощение нужно очень быстро, пока глина не пересохла. Если изделие, например изразец, имеет рельеф, то вылощить нужно только выступающие части, которые будут эффектно контрастировать с приглушенным матовым фоном.
Изображение
Но лощение, особенно сплошное, выполняется не только с декоративной целью. При лощении верхний слой глины уплотняется, становится прочным и менее влагопроницаемым.

В старину лощение в какой-то мере заменяло глазурирование, являясь более простым и доступным.

Лощеное изделие, естественного цвета красной гончарной глины называют краснолощеным.

Еще более высокую прочность и своеобразную красоту лощеная посуда приобретает после так называемого томления или чернения.

Томление связано с тепловой обработкой изделия.

В конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, горящие коптящим пламенем, ненужное тряпье, сырой навоз и траву, от которых возникал густой черный дым.

После томления посуда выходила из горна глубокого черного цвета, только лощеные узоры на бархатистом фоне отливали металлическим блеском с синевой, как у вороненой стали. За эти синеватые переливы в народе чернолощеную посуду прозвали «синюшками». Искусством изготовления синюшек особо славились в старину ярославские гончары.

Небольшие керамические изделия с лощением, например всевозможные коробочки, бусы, броши, шахматные фигурки, можно с успехом томить в любой печке. Г

линяные изделия поместите в консервную банку, переложив их старыми тряпками. Закройте крышку и замажьте щели глиной, оставив лишь крошечное отверстие для выхода газов.

Банку установите в топке печи так, чтобы ее не задевали дрова. После того как печь будет вытоплена и жар несколько спадет, банку можно вынуть из печи и открыть. Извлеченные из нее глиняные изделия обычно имеют глубокий черный цвет, а блестящие поверхности отливают синевой.

Этот древний тип гончарства был распространен в разных районах Украины, России, Прибалтики, Африки и сохранился до наших дней.

В документах Великого княжества Литовского печные горшки, обработанные данным способом, упоминаются под названием «dymezi».

Задымливание производилось при окончании обжига. В топку подбрасывали дрова — «смолякi» и ждали, чтобы от них пошел дым, после чего сооружение герметизировали. Затем горн засыпали землей, устье закрывали заслонкой и замазывали глиной. Через сутки посуду доставали. Она имела черный с синеватым отливом цвет, ее называли «сiняй», реже «чорнай».

Также эта техники называлась — техникой Букеро, была усовершенствована этрусками. Изделия отличались особой элегантностью.

Ценным вложением в технику и технологию изготовления керамики на территории Украины сделали представители зарубинецкой (II в. до н.э. — II в. н.э.) и черняховской (ІІ-ІV ст. н.е.) культур.

Гончары этих культур впервые в истории украинской керамики соединили две техники декорирования изделий – лощение и дымление.

Город Куты и село Старые Куты, Украина, известны в первой половине ХІХ века своей чернолощеной керамикой и считаются одним из старейших центров гуцульской керамики.

На данный момент чернолощеную посуду изготавливают в Львове, Хмельницком, в отдельных гончарных мастерских Сум, Киева, Волыни.

Чернолощеная керамика в России известна на территории Москвы с III века нашей эры (Дьяковская культура).

Лощение производилось в Погосте-Загородском на Пинщине, применялось чаще всего для кухонной посуды. В качестве лощила местные ремесленники употребляли обычный кремень — «крамушку». Пользовались сплошным и орнаментальным лощением в виде разнообразных узоров («ёлачак», «пасачак»).

В XVII-XVIII вв. московские гончары виртуозно выполняли черную посуду — крупные кувшины, фляги, бочонки на ножках, украшенные наряду с лощением рельефным и тисненым орнаментом.

Широкое распространение такая керамика получила, начиная с XVII века.
За ВДВ...
Аватара пользователя
admin
Администратор
 
Зарегистрирован: 19 сен 2013, 19:36

Вернуться в Творчество.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Наверх .