Лесное Рейки тарошаман Твой профессиональный успех моаср Юнг слционика Профессиональный ведический астролог Алла Балановская

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Какой могла стать Нива она же Lada 4x4 Большо...
СообщениеДобавлено: 21 авг 2021, 18:00 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 авг 2021, 20:01
Сообщения: 0
Какой могла стать Нива она же Lada 4x4 Большой путеводитель Мотора по истории самого народного внедорожника страны
Без малого 45 лет назад в конце 1976 года Волжский автозавод выпустил первую опытнопромышленную партию внедорожников ВАЗ2121 Нива Для нового автозавода это было впечатляющим достижением ведь строился он лишь для простой лицензионной сборки Жигулей суть русифицированной версии Фиата124 Однако всего за шесть лет конструкторский коллектив смог разработать и запустить в производство полностью оригинальный внедорожник на агрегатах от легковушки

Какой могла стать Нива она же Lada 4x4

Хотя ещё поразительнее сколь оригинальной и удачной получилась в итоге Нива Концептуально машина была поистине прорывной никто прежде не комбинировал в одном автомобиле постоянный полный привод несущий кузов небольшие размеры и прилично отделанный для своего времени комфортабельный салон Вместе с Range Rover и Jeep Wagoneer наша Нива стояла у истоков принципиально нового рыночного сегмента комфортных внедорожников

Так что Нива оказалась самой оригинальной самой известной и коммерчески успешной разработкой отечественного автопрома Даже в мировых масштабах это значимый автомобиль Вазовский внедорожник знали ценили и покупали во всём мире от Европы до Австралии и Канады

В то же время у Нивы был и остаётся целый ряд врождённых недостатков Например это повышенный шум и вибрации вызванные отдельно установленной раздаточной коробкой слабый недостаточно тяговитый двигатель тугой и неинформативный руль и многое другое

Многих недостатков могло бы и не быть либо их могли исправить по ходу развития модели поскольку работы в этом направлении шли на протяжении всей истории Нивы

Какой могла стать Нива она же Lada 4x4
Так что история Нивы это не только история большой конструкторской удачи но и череда небольших неудач о которых мало кто знает

Итак давайте проследим какой могла бы стать Нива пойди история чуточку иначе

1 Мощный и тяговитый мотор Fiat Twin Cam

Как вы знаете за основу Нивы были взяты агрегаты заднеприводных Жигулей двигатель коробка передач и редукторы А систему полного привода трёхдверный кузов и подвеску разработали заново разумеется с опорой на имеющиеся технические решения

Так под капотом оказался 1600кубовый мотор от ВАЗ2106 самый объёмный и тяговитый двигатель классического семейства на тот момент и вплоть до появления модернизированного мотора 17 в начале 90х Шестёрочный двигатель отличался довольно скромными характеристиками мощность 75 сил момент 116 Нм Даже важнее что мотор нужно было крутить что не очень удобно на бездорожье

Но ничего лучше у ВАЗа тогда не было А могло бы быть

В рамках лицензионного соглашения с ФИАТом советскому заводу передавалась конструкторская документация не только на автомобиль 1 Fiat 124R будущий ВАЗ2101 и двигатель к нему но и на автомобиль 2 Fiat 125 Сама по себе эта машина более крупная с рессорной задней подвеской ничего особенно интересного не представляла Но вот её двигатель

Волжский автозавод получил конструкторскую документацию на двигатель новейшего семейства Fiat Twin Cam Это был современный мотор разработки Аурелио Лампреди с компактным и жёстким чугунным блоком двухвальной восьмиклапанной головкой с полусферической камерой сгорания приводом ГРМ зубчатым ремнём и коллекторами на разных сторонах впуск слева выпуск справа по ходу движения

Поперечный разрез двигателя Fiat Twin Cam от Fiat 124 Sport Spider Хорошо видно два распределительных вала а также впуск и выпуск сделанные на разные стороны

Итальянцы предусмотрели целое семейство моторов объёмом от 14 до 2 литров Старший из них в пике выдавал 114 сил и что даже важнее отличался отменной тягой максимальный крутящий момент составлял 157 Нм Впервые двигатель был использован на открытом Fiat 124 Spider в 1967 году и был настолько удачным что выпускался вплоть до двухтысячных годов

В итоге на роль автомобиля 2 вместо Fiat 125 взяли люксовую версию Fiat 124 её мы узнали как ВАЗ2103 Это было логично и оправданно поскольку унификация между двумя моделями была крайне мала Но вместе с этим отказались и от нового двигателя и вот его понастоящему жаль Справедливости ради тому были объективные причины у Twin Cam было слишком мало общего с копеечным мотором чтобы выпускать его на одной площадке

Так Нива лишилась мощного и тяговитого мотора ещё до того как внедорожник вообще был задуман

2 Интегрированная раздаточная коробка

Каждый кто ездил на Ниве ни с чем не спутает завывания и вибрации от её трансмиссии Их главный источник раздаточная коробка распределяющая момент между передней и задней осями

Вернее вызваны они даже не столько самой раздаткой сколько способом её установки отдельно от коробки передач с приводом через промежуточный карданный вал малой длины всего 9 сантиметров

Между тем изначально трансмиссия Нивы была спроектирована без этого слабого места Вот как описывал техническое решение первого опытного образца с индексом Э2121 вазовский испытатель Вадим Котляров К двигателю крепилась серийная коробка передач с несколько измененной задней частью к ней была жестко пристыкована оригинальная раздаточная коробка спроектированная нашими специалистами Редуктор переднего моста также полностью оригинальный он жестко крепился к двигателю Раздатка соединялась с передним редуктором при помощи жёсткого вала кардан был не нужен так как отсутствовало взаимное перемещение узлов Другими словами двигатель коробка передач раздаточная коробка и редуктор переднего моста составляли на Э2121 единое жёсткое целое

Самой любопытной особенностью опытного образца ВАЗЭ2121 была оригинальная раздаточная коробка жёстко пристыкованная к коробке передач
Самой любопытной особенностью опытного образца ВАЗЭ2121 была оригинальная раздаточная коробка жёстко пристыкованная к коробке передач

Правда постоянного полного привода тогда ещё не было предусмотрено Межосевой дифференциал отсутствовал то есть полный привод был с жёсткой связью между осями зато была возможность выбора между задним передним или полным приводом

В процессе испытаний выяснилось что серийные редукторы рассчитанные на легкие Жигули не выдерживают езды на одной ведущей оси внедорожник тяжелее да и условия эксплуатации более суровые А изготовить более прочные редукторы на имеющихся зуборезных линиях невозможно

Поэтому было решено применить постоянный полный привод в этом случае тяга делится пополам и нагрузка на задний редуктор с полуосями снижается аналогичное решение уже успешно использовали конструкторы Рейндж Ровера Но вместе с постоянным полным приводом прототипы второй серии получили и отдельную раздатку

Главным источником шумов и вибраций в Ниве на многие годы стала отдельная раздаточная коробка 10 соединённая с коробкой передач коротким промежуточным валом 8 На рисунке изображена немного усовершенствованная трансмиссия от Chevrolet Niva ВАЗ2123
Главным источником шумов и вибраций в Ниве на многие годы стала отдельная раздаточная коробка 10 соединённая с коробкой передач коротким промежуточным валом 8 На рисунке изображена немного усовершенствованная трансмиссия от Chevrolet Niva ВАЗ2123

Это было продиктовано требованиями унификации Ведь для установки моноблочной трансмиссии требовалось изготовить оригинальную заднюю крышку коробки передач и поменять технологию сборки Вместо этого автоматические линии по изготовлению деталей коробки передач предпочли сохранить неизменными

Так несколько поколений советских а потом и российских нивоводов получили хроническую головную боль Копеечная экономия обернулась в итоге стратегическим просчётом сожалел Котляров

3 Дизель ВАЗ341

Многие российские автомобилисты до сих пор мечтают о Ниве с дизелем Низкооборотный экономичный и тяговитый двигатель пригодился бы на бездорожье и одновременно украсил бы её шоссейные повадки

Но в Советском Союзе дизель на легковушке был сродни современному искусству вроде бы и не запрещено но не одобряется и не культивируется Во всяком случае ни одного лёгкого двигателя на тяжёлом топливе за всю историю СССР в серии так и не выпустили Дизели были прерогативой тяжёлых грузовиков танков тепловозов

Правда в семидесятые был провозглашён курс на дизелизацию и в 1980м вазовские мотористы получили от Министерства автомобильной промышленности задание подготовить семейство дизельных двигателей для Жигулей Нивы и даже перспективного переднеприводного семейства

Команда конструкторов во главе с Леонидом Новиковым взяла за основу бензиновый мотор от Жигулей Блок цилиндров усилили форму камеры сгорания и конструкцию головки с форкамерами вроде бы подсмотрели у дизеля Volkswagen

Присоединительные размеры межцилиндровое расстояние 95 миллиметров и высота блока соответствовала таковым у классического мотора а коленвал с ходом поршня 80 миллиметров вообще поначалу был просто заимствован у ВАЗ2103 Конструкция ГРМ практически целиком скопирована с ВАЗ2108 привод распредвала зубчатым ремнём непосредственный привод клапанов сами клапаны установлены подизельному вертикально

Судя по буклету с отраслевой выставки Автопром84 изначально было предусмотрено два варианта дизеля ВАЗ341 объёмом 1451 кубический сантиметр и ВАЗ342 объёмом 1689 кубиков различавшиеся только диаметром цилиндра 76 или 82 миллиметра Каждый из них мог быть в атмосферном исполнении или более мощном с турбиной

Первый опытный двигатель построили в 1982 году и установили на ВАЗ2101 В дальнейшем опытные моторы успели побывать под капотом ВАЗ2108 и Нивы Но доводка двигателя шла трудно много сил требовали работы по переднеприводному семейству ВАЗ2108 и дизель отложили а в 1988 году и вовсе забросили

Впрочем до этого конструкция дизеля успела претерпеть ещё ряд эволюций сперва его унифицировали с новым семейством ВАЗ320 которое проектировали для АЗЛК это был глубоко модернизированный вариант классического мотора подробности этого проекта в следующей главе А уже в конце 90х он породнился с ещё одним потомком классического мотора под индексом 21233 Моторы получили унифицированный коленвал с ходом 84 миллиметра так объём маленького дизеля вырос до 1520 кубических сантиметров а большого до 1774 кубических сантиметров ему присвоили индекс ВАЗ343

Последний в 1987 году фигурировал в списке из трёх моторов предложенных для перспективной Нивы2 Её проектирование тогда только начиналось а спустя много лет мы узнали её под именем Chevrolet Niva

Но даже на этом история отечественного дизеля не закончилась Уже в девяностые Новиков смог договориться о сборке моторов на заводе Барнаултрансмаш выпускавшем танковые и судовые дизеля Атмосферный мотор мощностью всего 53 силы с 1996 года малыми партиями ставили на универсал ВАЗ21045 но были планы наладить производство 75сильного турбодизеля ВАЗ3431 объёмом 18 литра для Нивы2

Этого не случилось Впрочем к концу 90х дизель с вихрекамерным смесеобразованием и механическим ТНВД уже не имел перспектив

Кстати дизель на Ниве всётаки появился но это история не про нас с 1993 по 1996 год предприятие ЛадаЭкспорт в подмосковном Чехове ставило турбодизель Peugeot XUD9 L на Нивы для зарубежных рынков Всего было выпущено около 7 тысяч дизельных внедорожников под индексом ВАЗ21215 А с 1998 года более современную версию мотора Peugeot XUD9 SD с катализатором мелкими сериями стали ставить на конвейере в Тольятти тоже только на экспорт

4 Новый двигатель ВАЗ320 он же ВАЗАЗЛК

В середине 80х Министерство автомобильной промышленности поручило ВАЗовцам разработку нового семейства двигателей объёмом 18 литра для заводов АЗЛК и ИЖМАШ а также самого АвтоВАЗа

По идее он должен был попасть под капот нового лифтбека Москвич2141 седана Москвич2142 и других перспективных моделей АЗЛК а также ижевской Орбиты Иж2126 и вероятно машин АвтоВАЗа

В техническом задании значились следующие показатели диаметр цилиндра 82 мм ход поршня 85 мм то есть рабочий объём 1795 кубических сантиметров Семейство должно было включать три мотора пару бензиновых и турбодизель мощностью 90 130 и 85 лошадиных сил соответственно Крутящий момент 137 167 и 157 Нм

К тому моменту моторное производство ВАЗа уже выпускало два семейства двигателей классическое с межцилиндровым расстоянием 95 миллиметров и свежее восьмёрочное с межцилиндровым расстоянием 89 миллиметров

И всё же за основу новых моторов взяли архитектуру классического семейства Точных мотивов мы не знаем но несложно догадаться это позволяло унифицировать новые бензиновые моторы с уже разработанным дизелем семейства ВАЗ341 подробности в прошлой главе А за счёт более крупного блока оставался резерв для дальнейшего наращивания рабочего объёма

Самый первый мул агрегатоноситель построенный для испытания компонентов проекта 2123 то есть Нивы второго поколения Под капотом опытного автомобиля с условным обозначением ХМ2123001 стоял двигатель ВАЗ320 объёмом 18 литра
Самый первый мул агрегатоноситель построенный для испытания компонентов проекта 2123 то есть Нивы второго поколения Под капотом опытного автомобиля с условным обозначением ХМ2123001 стоял двигатель ВАЗ320 объёмом 18 литра

По сравнению с привычными двигателями Жигулей новые моторы получили ременный привод ГРМ вместо цепного и усиленный блок с более широким расположением болтов крепления головки

В качестве базового заложили 8клапанный мотор ВАЗ321 с привычным для Жигулей приводом клапанов при помощи толкателей Более мощный ВАЗ322 получил 16клапанную головку с непосредственным приводом клапанов как у ВАЗ2112

К концу 1986 года вазовское КБ двигателей разработало изготовило и провело испытания базового мотора ВАЗ321 изготовило компоненты для 16клапанного ВАЗ322 и подготовило документацию на дизель ВАЗ3433 В 1988м были изготовлены первые образцы 16клапанника

Эти моторы могли бы достаться Ниве второго поколения В 1986 году на заводе как раз начали над ней работать и первый же опытный образец ходовой макет ХМ2123001 получил восьмиклапанный двигатель 18 из нового семейства Даже с базовым 90сильным мотором испытатели сразу отметили заметное улучшение эластичности и разгонной динамики по сравнению с обычной Нивой А уж какой могла стать Нива со 130сильным 16клапанником

Но объявленный Минавтопромом конкурс на мотор для Москвича выиграл другой проект подготовленный двигателистами АЗЛК В результате ВАЗ320 так и не стал серийным в общей сложности было изготовлено несколько десятков двигателей некоторые из которых даже сохранились до наших дней К слову запустить в серию двигатели АЗЛК тоже не удалось хотя практически всё оборудование для моторного цеха уже было закуплено и поставлено

Уже после этого в начале 90х конструкторы закомпоновали новые моторы в подкапотном пространстве Нивы ВАЗ2123 Но эти работы остались втуне

5 Нива кроссовер

Работы над Нивой второго поколения стартовали ещё в 1985 году И над концепцией будущей машины шли жаркие споры должна ли Нива оставаться хардкорным внедорожником или стоит сделать её более легковой

Назначенный главным конструктором проекта Юрий Овчинников вспоминал техсовет в июле 1986 года на котором сотрудники отдела шасси говорили что Нива обладает избыточной проходимостью частью которой можно пожертвовать И предлагали унифицировать новую модель с переднеприводниками ВАЗ по поперечному силовому агрегату

Незадолго до этого на ВАЗе закупили для ознакомления пару компактных минивэнов из Японии оба полноприводных с поперечным расположением силового агрегата Honda Civic Shuttle и Nissan Prairie Овчинников вспоминал Они вызвали переворот в умах некоторой груп

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 39


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Яндекс.Метрика



автопомощник

спасибо автору