увлечениехобби.ру лучший сайт по хобби.
http://uvlecheniehobby.ru/

«Молот полевой войны» - английская 8-дюймовая гаубица Mk VI
http://uvlecheniehobby.ru/viewtopic.php?f=5&t=3041
Страница 1 из 1

Автор:  lllllll [ 18 авг 2017, 14:20 ]
Заголовок сообщения:  «Молот полевой войны» - английская 8-дюймовая гаубица Mk VI

Вряд ли нужно лишний раз напоминать о том, что задача артиллерии – это переброска как можно большего количества взрывчатки неприятелю. Конечно, в танк, скажем, можно и цельнолитую «болванку» «запулить», и это его погубит, но по неприятельским укреплениям лучше всего стрелять чем-то таким, что содержит в себе много взрывчатки и очень сильно взрывается. Чтобы – скажем так, «одним махом семерых побивахом», то есть оставить ему как можно меньше шансов уцелеть. То есть чем не крупнее калибр орудия, тем лучше. Но при этом возрастает и вес. Вот почему 6 и 8 дюймов принято считать наиболее употребимыми калибрами тяжелой полевой артиллерии. Так же считали и в годы Первой мировой войны, однако мало у какой армии были такие орудия. У германской, правда, были 210-мм гаубицы, однако в других странах полевые орудия аналогичных калибров недооценивались.
В Великобритании насущные потребности в орудиях калибра 203-мм были удовлетворены разработкой гаубиц Marks I и V (Mk I и V). Нужно отметить оперативность и находчивость англичан, которые для своих первых 8-дюймовых гаубиц использовали стволы морских орудий с расточенными и обрезанными стволами. Лафеты тоже были сделаны наскоро в железнодорожных мастерских, а колеса взяты от паровых тракторов. Они неплохо себя зарекомендовали, после чего военным захотелось иметь еще более эффективное орудие такого калибра. По этой причине в августе 1915 года фирме «Виккерс» было предложено создать новый образец гаубицы калибра восемь дюймов. Первая 8-дюймовая гаубица модели Mk VI сошла с конвейера уже 1 марта 1916 года.
Конструкция орудия допускала наводку ствола на 4° влево и вправо, и угол максимального подъема ствола 50°. Затвор поршневой, и на новом орудии он стал более быстрым и современным. Ствол новой гаубицы был изготовлен из никелевой стали и состоял из внутренней трубы, внешнего кожуха, казенника, переднего и заднего направляющих колец. Кожух надевался на трубу с натягом в горячем состоянии, что делало ствол очень прочным и одновременно достаточно легким для такого крупного калибра. Нарезы в стволе имели постоянную крутизну. Противооткатные устройства располагались в массивной люльке под стволом. Тормоз отката гидравлический, накатник – гидропневматический. Подъемный механизм имел один сектор, прикрепленный к левой цапфе люльки. Кроме того, гаубица была оборудована подъемным механизмом для быстрого приведения ствола к углу заряжания (+7°30') и обратно. Поворотный механизм винтовой. Все это позволило добиться максимальной дальности стрельбы в 9825 метров, при общем весе 8,7 тонн, что было примерно на пять тонн меньше веса предыдущих моделей. По сравнению с более ранними версиями у этого орудия была улучшена система отдачи, однако все еще требовались рампы под колесами, чтобы компенсировать остальную часть ее значительной отдачи.
Следующим образцом стала появившаяся в июне 1916 года Mk VII, и она была почти идентична своей предшественнице, за исключением того, что длина ее ствола была увеличена до 17,3 калибров. Последовало несколько небольших повторных проектов, в результате которых и получилась гаубица Mark VIII 8 inch. Теперь новое орудие могло бросать снаряды весом в 200 фунтов (90,8 кг) на дальность в 12 300 ярдов (11 240 м).
Гаубицу можно буксировать либо трактором, либо лошадьми. Что, в общем-то, было удобно, поскольку гужевой транспорт в годы Первой мировой войны по-прежнему использовался очень широко. Колеса имели ширину в 30 см и диаметр 170 см. Это была действительно тяжелая гаубица: вес ствола и затвора составлял 2,9 тонны, а только лишь один поршневой его затвор весил 174 кг. Скорость стрельбы составляла всего лишь около 1 выстрела в минуту, отчасти из-за большого веса ствола, что требовало снижения его наклона до нуля при заряжании. В 8-дюймовой гаубице использовались боеприпасы картузного типа: то есть снаряды и картузы с порохом загружались в ствол по отдельности. Было четыре типа зарядов, каждый из которых давал разные диапазоны по дальности стрельбы. Гаубица использовалась англичанами вплоть до самого конца Первой мировой войны, затем состояла на вооружении в 20-30 годы и применялась также в первые годы Второй мировой войны, пока в 1943 году ее не признали окончательно устаревшей.
Данная гаубица использовалось также французской армией и армией США, где она также и производилось. Всего лишь через восемь дней после американской декларации о начале войны с Германией (принятой Конгрессом 4 апреля 1917 года) компании «Мидвейл Стил и Орднанс Ко», в Никетауне, штат Пенсильвания, было заказано 80 8-дюймовых гаубиц. Выполнить заказ было нетрудно, поскольку эта компания уже выпускала их по заказу Британии. Производство было организовано с такой быстротой, что первое готовое орудие пошло на испытания уже 13 декабря 1917 года. Общий заказ в итоге был увеличен до 195 экземпляров; 146 были завершены и приняты к 14 ноября 1918 года, а 96 из них были затем отправлены за границу.
Фугасные снаряды Mk III. Снаряд имел ввинчивающееся дно, медный направляющий поясок в задней части снаряда, и был он довольно толстостенным, что вызывало при его взрыве дробление на крупные и тяжелые осколки, разлетавшиеся на значительное расстояние. Снаряд обладал также сильным фугасным действием.
Во время Зимней войны 1939 – 1940 гг. Финляндия, отчаянно нуждаясь в современном и мощном оружии, купила 32 8-дюймовых гаубиц в США, но они прибыли слишком поздно для того, чтобы хоть как-то повлиять на исход этой войны. Они дешевы, но требовалось обучить людей с ними работать, так что, когда их расчеты были готовы, война закончилась. Тем не менее их использовали во время войны с СССР в 1941 – 1944 гг. Финнам понравилась эта гаубица, которую они нашли очень надежной. После Второй мировой войны оставшиеся гаубицы сохранялись на случай новой войны до конца 60-х годов. Ну, а одна такая гаубица попала в военный музей в Хельсинки.
BL Mark VIII оказалась мощным, надежным и транспортабельным орудием. Из недостатков ее отмечался очень уж большой откат ствола. Из-за этого при переходе из походного положения в боевое приходилось подкапывать грунт под лафетом, если предполагалась стрельба при больших углах возвышения. Без этого казенник гаубицы мог удариться о грунт.
В годы Первой мировой войны эта гаубица поставлялась также в Россию. Они поступали в ТАОН – «Тяжелую артиллерию особого назначения», о деятельности которой, кстати, очень интересно написал автор романа «Порт-Артур» Александр Степанов в его продолжении «Семья Звонаревых». Уж на что хорош «Порт-Артур», а этот его роман еще лучше, но почему-то о нем у нас знают намного меньше. Кстати, когда в конце 1921 года в РККА провели инвентаризацию иностранных пушек, то оказалось, что в ней имеется 59 203-мм гаубиц «иностранных конструкций», большая часть которых относилась к типу Mk VI. Но на 1.08.1923 г. в составе ТАОНа были лишь 203-мм гаубицы Mk VI. Из них пять находились на вооружении, а еще девять составляли неприкосновенный запас ТАОНа, а 15 хранились на складах. Однако уже к 1.11.1936 г. на вооружении в РККА числилось 50 исправных 203-мм гаубиц Mk VI и еще одна такая же учебная гаубица. В дальнейшем гаубицы марки VI находились на вооружении Красной армии по крайней мере до 1943 года.
Что касается британских гаубиц, то перед началом Второй мировой войны их поставили на колеса с пневматическими шинами, что увеличило их проходимость на грунтовых дорогах и скорость перевозки. В таком виде они провоевали всю войну.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 4 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/