Форум по теме охота,рыбалка,спорт,кладоискательство,антиквариат,оружие,армия,политика,кино,наука,музыка,танцы,рукоделие,компьютеры,общение
http://uvlecheniehobby.ru-лучший сайт по хобби,охота,рыбалка,спорт,армия,оружие,антиквариат,кладопоиск,нумизматика,общение,встречи,политика,новости,купля-продажа,наука,образование,культура,компьютеры,электроника и многое другое.
Григорий Королёв Лесное Рейки Твой профессиональный успех Болаяра Философия и психология жизни Алла Балановская спецгост




html clock code часы html на сайт

www.uvlecheniehobby.ru$5387$5387Сколько стоит ваш?

.

К ВОПРОСУ О ТЕХНИКЕ ЗОЛОТОЙ И СЕРЕБРЯНОЙ НАВО...

Форум кладоискателей и любителей приборного поиска.
Изображение

Модератор: Золотунчик

Правила форума

К ВОПРОСУ О ТЕХНИКЕ ЗОЛОТОЙ И СЕРЕБРЯНОЙ НАВО...

Сообщение Avtor » 03 сен 2021, 19:30

К ВОПРОСУ О ТЕХНИКЕ ЗОЛОТОЙ И СЕРЕБРЯНОЙ НАВОДКИ
ПО КРАСНОЙ МЕДИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

Среди памятников древнерусского искусства особое место занимает ряд предметов выполненных в технике золотой или серебряной наводки по красной меди

Большинство их прекрасно сохранилось пережив столетия

Таковы три входные двери Успенского и Благовещенского соборов Московского Кремля конца XV в две знаменитые суздальские двери XIII в Васильевские 1336 г в г Александрове лихачевские двери Русского музея в Ленинграде и отдельные пластины в музеях Москвы и Ленинграда

Образцы этой техники есть и на Западе так одна пластина относимая к 1160 г исполнена в стиле западноевропейском а не византийском что указывает на основательное знакомство с этой техникой и западных мастеровхудожников

Поскольку можно судить по воспроизведениям врат собора св Марка в Венеции Ongania II Tresoro di San Marco в них применена также техника огневого золочения как и в наших вратах

Но широкого распространения на Западе эта техника не имела в Schedula diversarum artium Теофила о ней ничего не говорится

НП Кондаков первый обратил на нее серьезное внимание

Однако он не понял ее и дал ей совершенно неверное объяснение
В 1909 г во II выпуске Памятников русского искусства изд Академией художеств о дверях Благовещенского собора в Московском Кремле сказано следующее техническое исполнение всех украшений дверей определить затруднительно так как положительных данных не имеется

Проф Соболевский в 1914 г писал Мы не беремся говорить о технике работы золотом по красной меди с которою встречаемся во вратах Суздальских

После ряда лет изучения названных памятников мне удалось в 19091910 гг установить сущность этой техники и воскресить это забытое и ставшее непонятным искусство

Начав опыты по указаниям НП Кондакова инкрустация я убедился что они не приемлемы и временно отказался от них Вместо этого я остановился на способе электрохимического травления рисунка на медной пластине и последующего гальванического наращения серебряного слоя взамен дорогостоящего при этом способе золотого

Получался неплохой эффект повторения древнего рисунка по черному оксидированному фону меди Но меня это не удовлетворяло так как было ясно что древняя техника проста и ничего общего не имеет со сложным приемом золотой инкрустации приводимым НП Кондаковым ни тем более с современными техническими возможностями

Продолжая изучение этой техники я обратился к исследованию Лихачевских врат ныне в ГРМ Тонкость их золотых черт указывала на применение тончайшей иглы для нанесения рисунка по лаку хорошо сохранившемуся на Лихачевских дверях Рисунок мог быть заполнен только жидкой золотой амальгамой т е огневым золочением

Тогда в 1910 г мною и был изготовлен образец исполненный в этой технике

В 1928 г была напечатана статья ИА Гальнбека в которой он на основании почерпнутых им в литературе сведений об огневом золочении и на основании моего опыта дает впервые довольно подробное и верное в своей основе описание этой техники

Однако автор упустил некоторые существенные технические детали так как не разбираясь в них он смешал данную технику с обычным огневым золочением рельефа медных поверхностей при помощи медной щетки без применения чернолакового фона и даже с золотой росписью имитацией золота по железу и стеклу данные о котором взяты им из древнего мастерственника

Ссылаясь на рукопись Московского Исторического музея 16928 в статье номер указан неверно он говорит что одно место этой рукописи приведенное у П Симони как золотом писать открыло ему технику наводки золотых дверей

В приведенной им выписке ни о каком золочении подобном нашей огневой технике не говорится Это указ как золотом по всякому железу и по скляницам писать

В нем сказано Найди ящерицу живую желтую Да развести со ртутью а ртутиб была 6я доля при ящерице А ящерицу живую запечатать в горшок со ртутью Да положить в пещь вольную как истопится Да час помедлити боевой да выняти вон положить в сосуд стеклянный а сабля покрыть воском чистым и провести спичкою по красному а по тем чертам писати тою водкою да тот же час помедлити да смыти чтоб сквозь не прошло не соскребати воск в кою пору помедлить А соймешь воск то разъест широко Кожу вон выкинь

Здесь говорится не об огневом золочении золотой амальгамой как думает ИА Гальнбек а о технике замены золота желтою под золото ртутною имитациею смеси ртути с желчью самой настоящей живой ящерицы ИА Гальнбек считает что в этом рецепте не все ясно и понятно что в нем есть пропуски в последовательности производства так как автору рецепта видимо не хотелось выдавать своих производственных тайн под живой желтой ящерицей согласно алхимической терминологии он якобы скрывает рецепт приготовления амальгамы червонного золота

Но это неверно Техника замены золота его имитацией изложена в рецепте ясно и часто употреблялась в древней Руси

Никакого намека на алхимию во всем этом рукописном сборнике с открытым и ясным стилем языка нет Чтобы это было яснее стоит прочитать рядом с этим ин указ в этом же сборнике возьми шафрану да щучью желчь да смеси вместе и пиши вместо золота и другие рецепты составов со ртутью и с серой заменяющих по эффекту золото Б предыдущем рецепте цитируемом Гальнбеком

И часть ртути против 6 частей золота явно недостаточна для получения настоящей золотой амальгамы где берут 2 и более части ртути и 1 часть золота т е в 12 раз больше

Но и обычное огневое золочение сплошных поверхностей также глубоко разнится от действительного приема золочения дверей родственного по подготовке офорту золочения тончайших линий проведенных иглой по черному фону На вратах исполненных в характере офорта главной задачей являлось дать эффект четкой двухцветной гравюры

По моим исследованиям техника врат представляется в таком виде

Берут хорошо отшлифованную пластинку красной меди или какойлибо иной формы предмет или шаблон требуемого согласно рисунку размера в 13 мм толщиной покрывают пластинку лаком сваренным из 12 частей скипидара 8 частей асфальта 4 частей желтого воска 2 частей сосновой смолы Варианты состава лака в древности могли быть различными так же как примерно различны сплавы черни но в основном это тот необходимый состав лака который объединяет все перечисленные выше разновременные памятники отделенные столетиями друг от друга Этот лак будучи прокопчен на сальном или теперь керосиновом пламени после покрытия им медной пластины дает густочерный матовый с легким блеском как бы эмалевый фон он исключительно прочен и как показывают сохранившиеся памятники держится столетиями даже в условиях открытых неотапливаемых помещений и многократных протираний от пыли и грязи

Покрывание лаком в моих опытах производится следующим образом пластину слегка нагревают и на теплую поверхность кистью или ватой наносят не густо лак до золотистокоричневого тона стараясь дать возможно ровную окраску Затем медленно высушивают его на плите или легком огне ни в каком случае не доводя до кипения иначе он начнет пузыриться Когда лак достаточно высох нагрев усиливают до полной просушки лака в горячем состоянии он почти не дает отлипа на пластине или дает лишь очень слабый отлип при этом коричневый тон переходит в темный

По высушивании намеченные изображения слегка оконтуривают чертят стальной иглой весь узор не проникая глубоко в слой лака т е стараясь по возможности не обнажать медь Когда все необходимые детали оконтурены иглой начинают острыми ножами выскабливать рисунок в виде пробелов гонких контуров или широко залитых светом поверхностей Выскабливание не должно быть глубоким а должно только начисто освободить медь от следов лака иначе к ней не будет приставать золотая или серебряная амальгама

Когда выскабливание рисунка закончено пластинку подогревают до почернения меди и промывают отбеляют В древности отбел составляли растворы квасцов клюквы и подобных им растворителей окиси металла

При составлении в современной практике отбела из серной кислоты нужно обязательно лить серную кислоту в воду а не наоборот так как иначе произойдет кипение и разбрызгивание кислоты Серная кислота может быть в данном случае заменена азотной та и другая очень ядовиты и требуют осторожности при работе под хорошей тягой как и вся последующая работа со ртутью

Предмет промывают горячим отбелом при помощи кисти или ваты но не травят как при офорте Затем на влажную промытую после протравы чистой водой поверхность пластины или предмета наносят заранее приготовленную золотую амальгаму

Ртуть хорошо соединяется с чистой амальгамированной поверхностью красной меди и покрывает все линии рисунка ровно налитым серебристым слоем При нагреве пластинки ртуть начинает испаряться высыхать а золото восстанавливаться и выступать ярким желтым цветом на черном фоне лака накрепко соединяясь с медью Работа заканчивается промывкой отделкой поверхности и шлифовкой

На основании изучения древних образцов и произведенных опытов а также во всеоружии современной химии техника золотой и серебряной наводки по меди может быть с успехом использована при художественной отделке вновь воздвигаемых крупных зданий

ФЯ Мишуков
Изображение
Avtor
 
Зарегистрирован: 20 авг 2021, 20:01

Вернуться в Кладоискательство и поиск по старине.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 33

Наверх .