Статья и фото взяты с просторов
Солярная символика в народных деревянных изделиях
1стол
2детский стульчик
34прялки
5донце 6светец
7санки
8расписная чашка
9ковш
Основная масса предметов с небесными символами главным образом подвесок к ожерельям бытует в границах XXIII вв Она найдена в составе деревенских курганных инвентарей в землях наиболее замкнутых в культурном отношении племен вятичей радимичей а также кривичей новгородских словен где и после проникновения христианства язычество в деревне оставалось слабо затронутым Эти подвески бывают одиночными и занимают центральное положение в ожерелье но могут чередоваться с другими или повторяться Эта множественность не может указывать на утрату ими апотропейного значения так как увеличение числа одинаковых амулетов в представлении язычника только усиливало их эффективность
Целый ряд фактов свидетельствует о том что символические начертания относящиеся к циклу космических верований сохраняли свою значимость и магические функции на протяжении всего домонгольского периода а возможно и позже На городище Камно найдены каменные плитки с рисунками в том числе две с солярными знаками Одна из них относится к нижнему слою IIIIX вв вторая к верхнему горизонту верхнего слоя XI начало XII в
Ритуальный характер изображений очевиден Концом XI в датируются части деревянной спинки из Новгорода с солнечными знаками XII в серебряный браслет из Чернигова где в числе других символов присутствуют и солярные концом XII в маска скомороха из Новгорода на лбу которой красной краской нарисовано солнце желтой месяц К середине XIV в относится накладная пластинка из Новгорода с изображением дракона возле морды которого изображение солнца в виде колеса Это иллюстрация к повсеместно распространенной на Руси легенде о пожирании драконом солнца Началом XV в датируется подвеска из Новгорода воспроизводящая солнце с 12 лучами и являющаяся отзвуком древних форм хотя и здесь нельзя утверждать с уверенностью что она являлась только украшением
С упрочением христианства происходил постепенный длительный процесс отмирания языческих культов небесных светил забвение семантики их идеограмм утрата ими функций магических оберегов Некоторые знаки переосмысливаются получая новое содержание крест луна с крестом Остальные приобретают чисто декоративный характер сочетаясь с другими орнаментальными мотивами позднейшего происхождения Уже в искусстве древней Руси один и тот же мотив мог восприниматься современниками как солнечный символ и просто как узор например пластинка от церковной алтарной преграды найденная в Гродно украшенная фигурой розетки
Постепенно первоначальный смысл древних символов был забыт хотя они и дошли в народном искусстве до наших дней передаваясь по традиции от поколения к поколению