Форум по теме охота,рыбалка,спорт,кладоискательство,антиквариат,оружие,армия,политика,кино,наука,музыка,танцы,рукоделие,компьютеры,общение
http://uvlecheniehobby.ru-лучший сайт по хобби,охота,рыбалка,спорт,армия,оружие,антиквариат,кладопоиск,нумизматика,общение,встречи,политика,новости,купля-продажа,наука,образование,культура,компьютеры,электроника и многое другое.
Григорий Королёв Лесное Рейки Твой профессиональный успех Юнг слционика Болаяра Философия и психология жизни Алла Балановская спецгост




html clock code часы html на сайт

www.uvlecheniehobby.ru$5387$5387Сколько стоит ваш?

.

Статья и фото взяты с просторов Архиерейский...

Форум кладоискателей и любителей приборного поиска.
Изображение

Модератор: Золотунчик

Правила форума

Статья и фото взяты с просторов Архиерейский...

Сообщение Avtor » 06 сен 2021, 19:30

Статья и фото взяты с просторов
Архиерейский посох

Богослужебный обиход Православной Церкви формировался тысячелетиями вбирая в себя смыслы символы и образы из разных эпох и культур В не имеющем себе равных на земле букете духовных ароматов соединились простота и героика первых веков Христианства изысканная торжественность Византии строгая молитвенная радость Древней Руси
Какой бы предмет богослужебной утвари мы ни стали рассматривать он поведает нам не одну историю Многие из этих предметов несут в себе образы являющиеся архетипическими общими для весьма далеких друг от друга культур Венец знак торжества победы Чаша символ единства и одновременно судьбы Посох атрибут силы и власти

Архиерейский жезл это и посох пастуха и якорь и орудие управления и оружие защиты Это бремя обязанности и опора в пути мерило не позволяющее сбиться с дороги и знак духовной мудрости В этом образе заключена мысль о власти как способности крепко стоять на ногах идти верным путем и вести за собой последователей отгонять и побеждать противников
На древних изображениях Христа Доброго Пастыря мы видим в руках Спасителя пастуший жезл с закругленной рукоятью Скорее всего с посохами в руках совершали свои проповеднические путешествия и апостолы И вероятно уже тогда возникала символическая параллель этих посохов с жезлом ветхозаветного первосвященника

Яблоко утолщение на посохе
В наши дни в Русской Православной Церкви сложилась традиционная форма архиерейского посоха имеющая несколько основных вариаций У архиерейского жезла используемого за богослужением верхняя часть непременно бывает увенчана крестом установленным на шарообразном яблоке Это яблоко с крестом отличает атрибут архиерейского сана от жезла употребляемого настоятелями монастырей Древко жезла как правило также украшается округлыми утолщениями яблоками или плоскими перемычками обоймицами Во внебогослужебное время архиерей использует жезл простой формы ручка которого не имеет поперечины Как правило жезлы изготавливают из дерева чаще всего темного Богослужебные а иногда и обиходные архиерейские жезлы украшают рукоятями и накладками из металла чаще всего из серебра
Сегодня употребляется три основных формы богослужебного архиерейского жезла Наиболее древние из них с Тобразной рукоятью и с рукоятью концы которой немного закруглены опущены вниз Эти формы вероятно пришли на Русь из Византии Наиболее впечатляющая форма жезл окончания рукояти которого разрастаются в изображения поднявших головы змей В России она появилась в XVII веке
Во время интронизации Святейшего Патриарха Московского ему торжественно вручается посох святителя Петра Митрополита Московского в знак преемственности духовной власти Святитель Петр сыграл ключевую роль в становлении Московского княжества это он предсказал Великому князю Иоанну Калите возвышение Москвы благословил построить в Кремле каменный Успенский собор и перенес из Владимира в Москву митрополичью кафедру Посох святителя является значимой реликвией Православной Церкви Этот восьмигранный жезл вырезанный из темного дерева украшен обложенной позолоченным серебром рукоятью с немного закругленными книзу концами Отметим что посох святителя Петра изготовленный в XIV столетии не имеет венчающего его креста Зато с его рукояти на древко спускаются пластины с вырезанным по серебру Голгофским Крестом и орудиями Страстей Христовых Данный образ красноречиво говорит о значении архиерейского служения как крестоношения и в то же время напоминает о том что архиерей совершает свое служение по данной ему Христом благодати Закругленные концы рукояти знаменуют собой якорь один из ключевых образов христианской символики знак твердости в вере и духовной рассудительности

Подобную посоху святителя Петра форму имеет и архиерейский жезл святителя Стефана Пермского который так же как и святитель Петр жил в XIV столетии Святой Стефан миссионер обративший в православную веру полудиких пермяковзырян ходил с простым посохом который собственноручно изготовил из светлой лиственницы Посох этот по молитвам святого стал чудотворным его прикосновением святитель Стефан разрушил идольское капище В этом житийном повествовании мы видим еще одно символическое значение архиерейского жезла как духовного оружия орудия через которое действует Божественная благодать Как здесь не вспомнить древнего пророка Моисея по воле Божией изводившего из камня воду и разделявшего надвое толщу морской воды прикосновением посоха В том что действия эти производятся не просто рукой а именно жезлом заключен духовный смысл посланники Божии действуют не от себя но силой которая была дарована им свыше вместе с призванием на служение
После кончины святителя Стефана его жезл стоял возле гробницы своего владельца погребенного в Москве в храме Спаса на Бору В знак благоговения к святому посох украсили тонко выполненной из рога лося накладной резьбой на сюжеты его жития В 1612 году реликвию унесли поляки оккупировавшие Русскую землю Но Господь хранил святыню и более двухсот лет спустя в 1849 году она была случайно обнаружена в одном из храмов Литвы опознана по церковнославянской надписи и возвратилась в Отечество Посох передали в Пермь где его поставили в кафедральном соборе Там он и пользовался народным почитанием вплоть до 1918 года когда святыню реквизировала советская власть В наши дни посох находится в Пермском краеведческом музее откуда его иногда выносят для поклонения верующих

Посох святителя Димитрия Ростовского жившего в XVII начале XVIII столетий подобен по форме жезлам святителей Петра и Стефана Но есть одно отличие небольшой крест установленный на навершии Таким образом данный посох имеет ту же форму что и употребляемые современными архиереями Украшенный мелким эмалевым травным орнаментом на темнокоричневом фоне посох строг и живописен одновременно
Несколько иную форму также ставшую прототипом для работ современных мастеров имел архиерейский жезл связываемый с именем святителя Никиты Новгородского скончавшегося в начале XII века но относимый исследователями к XV или XVI столетию Этот посох несколько столетий хранился в ризнице Софийского собора Великого Новгорода ныне в Новгородском государственном историкоархитектурном музеезаповеднике Рукоять посоха костяная строго Тобразная причем настолько широкая что мастеру удалось разделить ее на прямоугольные киотцы в каждом из которых вырезаны рельефные изображения святых Поперечина рукояти становится миниатюрным подобием деисусного ряда иконостаса в центре образ Спасителя по сторонам от него Пресвятая Богородица и Иоанн Предтеча далее архангелы и святители Украсили иконные изображения и верхнюю часть вертикали жезла Мастер или несколько мастеров создававшие это произведение древнерусской мелкой пластики вырезали образы святых князей Бориса Глеба и Владимира преподобных Антония Великого Саввы Освященного и Сергия Радонежского мучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата святителей Петра Московского Леонтия Ростовского и многих других угодников Божиих подвизавшихся на Руси далеко за ее пределами Исследователи в частности АВ Чернецов отмечают сходство композиционного и иконографического решения украшающих посох миниатюр со стенописью собора Софии Новгородской созданной на рубеже XV и XVI веков Посох святителя Никиты весьма самобытный и декоративный стал прототипом для работ некоторых современных мастеров Причем в то время как оригинал выполнен из кости жезлы создающиеся ныне по его мотивам нередко изготавливаются из серебра

XVII век стал для Руси временем духовных потрясений Преобразования Патриарха Никона стремившегося к исправлению неточностей в богослужении вызвали бурное противление части духовенства и мирян что как известно закончилось трагическим расколом Русской Церкви и общества Одним из камней преткновения стала форма навершия архиерейского посоха Патриарх Никон стал использовать жезл с завершением в виде двух змей взирающих друг на друга Между змеями расположен крест установленный на яблоке Оппоненты не преминули увидеть в этом художественном решении одно из доказательств антихристианства Никона Между тем данная форма отнюдь не была изобретена властным московским Патриархом Она употреблялась в Греции где не вызывала ни нареканий ни удивления Вспомним что в Греции распространены и гораздо большие по размеру изображения змей венчающие собой иконостасы Не берясь судить стоило ли вводить на Руси столь революционный для ментальности ее жителей образ отметим что изображение змей на жезле отнюдь не случайно и исполнено глубокой символики В первую очередь они напоминают о чуде Моисея обратившего в змею собственный посох а затем возвратившего ему первоначальный облик Затем они приводят на мысль медного змия сделанного тем же Моисеем По свидетельству Ветхого Завета с верой взирая на этого змия установленного на высоком столбе древние иудеи были призваны спасаться от постигшей их кары за грех смерти от змеиных укусов В образе медного змия заключено предсказание о Крестной Жертве Спасителя поэтому в данном контексте змей становится символом Самого Христа Безусловно змеи на атрибуте архиерейского служения напоминают и о словах Спасителя Будьте мудры как змии и чисты как голуби
Наконец можно предположить что змеи на епископском жезле стали художественным развитием пышного растительного орнамента в виде лозы а процветший жезл как следует из Ветхого Завета является знаком данной от Бога духовной власти Именно таким чудом как израстивший цветы и листья сухой посох Бог явил избрание на первосвященническое служение древнего Аарона Процветший то есть украшенный растительными орнаментами жезл напоминает и о райском Древе Жизни таким образом сообщая нам мысль о спасительности Таинств Церкви совершаемых через служение архиерея Наконец этот образ говорит о пророчестве Исайи в котором под образом жезла от корене Иесеева израстившего плод говорится о Пресвятой Богородице
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Avtor
 
Зарегистрирован: 20 авг 2021, 20:01

Вернуться в Кладоискательство и поиск по старине.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 76

Наверх .