Форум по теме охота,рыбалка,спорт,кладоискательство,антиквариат,оружие,армия,политика,кино,наука,музыка,танцы,рукоделие,компьютеры,общение
http://uvlecheniehobby.ru-лучший сайт по хобби,охота,рыбалка,спорт,армия,оружие,антиквариат,кладопоиск,нумизматика,общение,встречи,политика,новости,купля-продажа,наука,образование,культура,компьютеры,электроника и многое другое.
   
    
 
    курсы эротического массажа >
html clock code часы html на сайт

www.uvlecheniehobby.ru$5387$5387Сколько стоит ваш?

.

Культура народов Арктики

Храмы России - иллюстрированный путеводительФорум о музыке,живописи и литературе.

Модератор: Золотунчик

Культура народов Арктики

Сообщение tiptop0506 » 31 июл 2018, 15:45

Изображение
Культура народов, населяющих Арктику, самобытна и самодостаточна. В основу культуры и быта коренных народов Севера входит такое понятие, как циркумполярная цивилизация - одна из самых древних в мире, она была интегрирована в мировое сообщество. Наследие циркумполярной цивилизации - это артефакты, наскальная живопись, языки, фольклор, обряды, ремесла, орудия северных народов. Взаимосвязь с природой, близость земли - главная особенность циркумполярной цивилизации и, возможно, ее спасение: многие цивилизации она уже пережила. В 21 веке современная заполярная культура может органично вписаться в мировую культуру.

Культура и быт

Быт и культура народов Арктики всегда зависели от образа жизни в суровых условиях. Жилище у оседлых северян могло быть основательным срубом, домом на сваях, кочевники-оленеводы предпочитали переносные чумы, утепленные шкурами оленей и отапливаемые жиром кита или моржа. Веками народы севера выбирали идеальный покрой для своей одежды, и каждый шов нашел свое место. Одежда могла быть глухой, без единого разреза или распашной.

Для межсезонной одежды использовали ровдугу – замшу из оленьих или лосиных шкур. Зимой одежду шили из шкур оленей, выменивали ее у морских охотников на шкуру тюленей – из нее получалась непромокаемая обувь. Для отделки использовали шкурки мелких пушных зверей (белка, горностай). Применялась техника меховой мозаики, когда поочередно пришивались кусочки меха разных цветов. Женщины овладели искусством вышивки оленьим волосом. На Чукотке нашел применение моржовый ус, а у манси популярностью пользовались цветные нитки.

Пришлые люди завезли на север бисер, за несколько его бусинок эвенки готовы были выменять оленя. Первый бисер трескался на морозе, затем стали завозить более стойкие стеклянные бусинки. Искусство шитья бисером передавалось у северных народов из поколения в поколение. Украшение одежды - долгий кропотливый труд, поэтому со старой одежды, прежде всего, срывали аппликации и по возможности переносили но новую.

Основные ремесла коренных народов Севера связаны с охотой и охотничьими трофеями. Гениальное изобретение - поворотный гарпун для охоты на моржей, китов. Успех охоты обеспечен, если гарпун попадает в цель, поворотный механизм впивается в добычу.

Художественным народным промыслом чукчей и эскимосов стала резьба по кости. Возникло несколько косторезных школ, самая древняя — уэленская на полуострове Чукотка. Резные гребни, ручки ножей и наконечники гарпунов, дошедшие до нас, датируются I тысячелетием н.э.. Чукотская резная миниатюра из моржового клыка высоко ценится во всем мире за самобытность художников-резчиков, которые наносят гравировку набело, без эскизов. Каждая из работ неповторима, их отличают графичность изображения, пластичность линий. Некоторые мастера-косторезы осваивали графически-повествовательный жанр: самый известный графический сказ иллюстрирует встречу китобоев и оленеводов, которые пытаются сторговаться на обмен шкурами. Были найдены фигурки оленя, нерпы, выполненные из моржового клыка. Предположительно, они служили оберегом от непогоды и приносили удачу в охоте.

Арктика стала родиной мезенской росписи. Это один из самых древних художественных промыслов севера. Роспись зародилась в начале 19 века, и занимались ей в основном мужчины. Расписывались деревянные предметы быта, домашняя утварь (сундуки, ковши, шкатулки, прялки). Рисунок представляет собой чаще трехъярусный орнамент, выполненный красными и черными красками, при этом каждый нанесенный символ имеет определенное значение. Изображения неба, солнца, зверей, птиц, животных, огня - традиционны, взяты с наскальных рисунков народов Севера России.
Наскальные рисунки были обнаружены в России по берегам Белого моря и на Чукотке. Самые известные арктические петроглифы находятся на севере Норвегии в Альте. Они занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Наскальные рисунки были нанесены в период с 4 тысяч лет до н.э. по 500 год н.э. Они представляют собой различные геометрические фигуры, смысл которых расшифровать пока не удалось, а также изображения оленей, сцены охоты, быта, обрядов людей.

Остается неразрешенной загадка лабиринтов на Соловецких островах. Выложенные камнями лабиринты могли служить местом для народных гуляний и хороводов, проектом ловушек для рыб, на которых рыбаки оттачивали свое мастерство, или имели сугубо религиозное значение. На острове Вайгач были обнаружены идолы, которым северные народы югра и самоядь приносили жертвы. Некоторые ученые считают, что по уникальности и значению Вайгач не уступает острову Пасхи. Китовая аллея на Чукотке также служила местом жертвоприношений и исполнения обряда инициации.

Северные народы верили, что жертвоприношения, обряды, ритуалы помогут задобрить духов, принесут удачу в охоте. Они находились в полной власти природы и обожествляли ее, пантеон богов был хорошо развит. В представлении некоторых народов севера, небесный свод вращался вокруг Полярной Звезды. Праздники северных народов привязаны к временам года, удачной охоте. На Таймыре массовый этнический праздник «Большой Аргиш» символизирует встречу зимы. В конце июня в Якутии праздником Ысыах отмечают начало лета, встречу солнца. Ранее это был еще и всеобщий день рождения, считалось, что тот, кто пережил долгую зиму, имеет полное право приписать себе год. Отмечаются праздники животных: медведя, кита, моржа.

Северные народы жили охотой, этот род занятий оказал огромное влияние на их культуру. Более того существовала особая культура охоты. Например, ненцы старались ловить рыбу каждый раз в новом месте, чтобы дать реке отдохнуть. Был негласный закон, не брать от природы больше, чем тебе нужно. Это сохранило биологические ресурсы севера до появления браконьеров. У охотников хантов есть правило: нужно бить зверя, если его нашла твоя собака, иначе «стыдно» будет перед ней. Северяне с детства учатся понимать животных. Дети разучивают танец моржа или тюленя, большинство танцев северных народов отличаются имитационно-подражательной пластикой.

Танцами сопровождается обряд подготовки к охоте, что помогает настроиться на победу. Эскимосы, береговые чукчи, коряки отражали в своем танце поэтапный процесс охоты на кита. Эвенки перед охотой имитировали в танце преследование зверя. В культуре чукотского китобоя существовало правило: не спасать тонущего напарника. Это основывалось на представлении о том, что вода – территория морского черта Кели, с которым лучше не ссориться, тем более, нельзя отвлекаться от добычи, от которой зависит судьба всего поселка. Божество охоты саамов – олень-человек Мяндаш, которого народ считал своим прародителем, он и стал центром обрядовой культуры.

Богам стихий посвящали свои танцы самодийские народы. В честь духа грома Хэ ненцы плясали в своем чуме, посылая ему просьбы спасти жизнь. Танцевальное искусство народов Севера стало формироваться в глубокой древности. Наскальные рисунки свидетельствуют о том, что предки чукчей танцевали еще в первом тысячелетии до н.э..

Особняком в системе обрядовых танцев стоят пляски шаманов. Шаманский бубен - самый популярный музыкальный инструмент народов севера. Для шаманов бубен - это и птица, и карта в духовном мире. Ханты и манси знали еще около 30 видов музыкальных инструментов, от простых ударных до струнных, например, семиструнная арфа «лебедь». В Якутии очень популярен язычковый инструмент хомус (варган), который появился около пяти тысяч лет назад. В Якутске находится единственный с мире международный музей хомуса.

Известен на весь мир героический эпос якутов «Олонхо», в поэтической форме которого отражена вечная непримиримая борьба сил добра и зла. Основу сюжетов составляет противоборство богатыря со злыми однорукими или одноногими чудовищами, защита справедливости и мирной жизни. Сказание обычно называется по имени богатыря. Для «Олонхо» характерны гиперболы в изображении богатырей и реализм в описании быта. Сказания о богатырях отсылают к мифам древнейшего происхождения. Олонхо - образец поэтического воззрения северян на природу. Например, грозовая туча сравнивается с распластанной шкурой медведя. «Олонхо» исполняли певцы - олонхосуты. Этот эпос является северным эквивалентом русской былины и выдержан в ее лучших традициях. И в 21 веке «Олонхо» вдохновляет поэтов, художников на создание своих произведений.

Сказки народов Крайнего Севера представляют собой северные варианты русской сказки. Они самобытны, отражают характер, быт и труд северян. В них сосредоточен большой педагогический потенциал. Для маленьких северян сказки были не только развлечением, но и школой жизни, позволяли впитывать народные традиции, и вызывали желание подражать главным героям, которыми были простые охотники, рыболовы, оленеводы, чаще всего бедняки - ловкие, смелые и находчивые. За волшебство отвечали духи - хозяева стихий. Есть также цикл сказок о животных. Фольклор саамов включает сказки для детей, сказки о непутевом людоеде Тале, о вампирах и карликах. Важное место в саамском фольклоре занимают мифы об олене-человеке Мяндаше, сакки, повествующие о войнах, а также бывальщины и народные муштоллы о событиях минувшего дня.
tiptop0506
 
Зарегистрирован: 09 мар 2018, 17:16

Вернуться в Культура и искусcтво.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Наверх .