Лесное Рейки Солнце Руси тарошаман Твой профессиональный успех Твой профессиональный успех моаср Юнг слционика Профессиональный ведический астролог Профессиональный ведический астролог Алла Балановская спецгост


увлечениехобби.ру лучший сайт по хобби.

увлечениехобби-увлечение и хобби.
Текущее время: 28 мар 2024, 14:14

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Ядерный летающий монстр Как в СССР строили а...
СообщениеДобавлено: 03 июл 2016, 12:15 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 авг 2021, 20:01
Сообщения: 0
Ядерный летающий монстр Как в СССР строили атомный самолет

В послевоенное время мир победителей был опьянен открывшимися ядерными возможностями Причем речь идет не только об оружейном потенциале но и вполне мирном использовании атома В США например помимо атомных танков заговорили о создании даже таких бытовых мелочей как пылесосы работающие на цепной ядерной реакции

В начале 1946 года Соединенные Штаты тогда еще будучи единственной страной с ядерным арсеналом приняли решение о создании самолета с атомным двигателем Но изза неожиданных трудностей работы продвигались крайне медленно Лишь девять лет спустя удалось поднять в воздух самолет с ядерным реактором на борту По данным советской разведки говорить о полноценном планере с атомным двигателем говорить было рано секретный объект действительно оснастили ядерной установкой однако она не была подключена к моторам и служила только для испытаний

Тем не менее деваться было некуда раз американцы зашли так далеко значит и в СССР должны вести работы в том же направлении 12 августа того же 1955 года выходит постановление Совета министров СССР 1561868 предписывающее авиационным предприятиям начать проектирование советского атомолета

Летающая утка М60М30

Сложная задача была поставлена сразу перед несколькими конструкторскими бюро В частности бюро А Н Туполева и В М Мясищева должны были разработать летательные аппараты способные работать на ядерных силовых установках А бюро Н Д Кузнецова и А М Люльки поручили построить те самые силовые установки Курировал эти как и все прочие атомные проекты СССР отец советской атомной бомбы Игорь Курчатов

Почему одни и те же задачи ставили перед несколькими КБ Тем самым правительство хотело поддержать соревновательный характер работы инженеров Отставание от США было приличным поэтому догонять американцев надо было любыми путями

Всех работников предупредили речь идет о проекте государственной важности от которого зависит безопасность родины По словам инженеров сверхурочная работа не поощрялась она считалась нормой Теоретически работник мог уйти домой в 18 часов однако коллеги смотрели на него как на пособника врага народа На следующий день можно было не возвращаться

Сначала инициативу взяло на себя КБ Мясищева Тамошние инженеры предложили проект сверхзвукового бомбардировщика М60 Фактически речь шла об оснащении уже существовавшего М50 ядерным реактором Проблема первого в СССР сверхзвукового стратегического носителя М50 как раз заключалась в катастрофических топливных аппетитах Даже при условии двух дозаправок в воздухе 500 тоннами керосина бомбардировщик с трудом мог бы долететь до Вашингтона и вернуться обратно

Казалось все вопросы должен был решить атомный двигатель гарантировавший практически неограниченную дальность и длительность полета Нескольких граммов урана хватило бы на десятки часов полета Считалось что в экстренных случаях экипаж смог бы беспосадочно барражировать в воздухе на протяжении двух недель

Самолет М60 планировали оснащать ядерной силовой установкой открытого типа сконструированной в бюро Архипа Люльки Такие двигатели были заметно проще и дешевле но как впоследствии оказалось в авиации им было не место

Итак в целях безопасности ядерную установку надо было расположить как можно дальше от экипажа Хвостовая часть фюзеляжа подходила лучше всего Там предполагалось разместить четыре атомных турбореактивных двигателя Далее находился бомбоотсек и наконец кабина экипажа Пилотов хотели поместить в глухую свинцовую капсулу весом 60 тонн Компенсировать отсутствие визуального обзора планировалось с помощью радиолокационных и телевизионных экранов а также перископов Многие функции экипажа возлагались на автоматику а впоследствии предлагалось и вовсе перевести аппарат на полностью автономное беспилотное управление

Изза грязного типа используемых двигателей обслуживание сверхзвукового стратегического бомбардировщика М60 надо было осуществлять с минимальным участием людей Так силовые установки должны были цеплять к самолету прямо перед полетом в автоматическом режиме Заправка доставка пилотов подготовка вооружения все это тоже должны были делать роботы Разумеется для обслуживания таких атомолетов требовалась полная перестройка существующей инфраструктуры аэродромов вплоть до закатки новых взлетнопосадочных полос толщиной не менее полуметра

Изза всех этих трудностей проект создания М60 пришлось закрыть еще на этапе чертежей Вместо него предполагалось построить другой атомолет М30 с ядерной установкой закрытого типа Конструкция реактора при этом была гораздо сложнее зато вопрос с защитой от радиации стоял не так остро Самолет должны были оснастить шестью турбореактивными двигателями питавшимися от одного ядерного реактора В случае необходимости силовая установка могла работать и на керосине Масса защиты экипажа и двигателей была почти вдвое меньше чем у М60 благодаря чему самолет мог нести полезную нагрузку в 25 тонн

Первый полет М30 с размахом крыльев порядка 30 метров был запланирован на 1966 год Однако и этой машине не суждено было сойти с чертежей и хотя бы частично воплотиться в реальности К 1960 году в противостоянии авиации и ракетчиков наметилась победа последних Хрущева убедили что самолеты нынче не так важны как раньше а ключевая роль в борьбе с внешним врагом перешла к ракетам Как итог сворачивание почти всех перспективных программ по атомолетам и реструктуризация соответствующих конструкторских бюро Не минула эта участь и КБ Мясищева которое потеряло статус самостоятельной единицы и было переориентировано на ракетнокосмическую отрасль Но у авиастроителей оставалась еще одна последняя надежда

Дозвуковая тушка

Конструкторскому бюро А Н Туполева повезло больше Здесь инженеры параллельно с мясищевцами работали над собственным проектом атомолета Но в отличие от М60 или М30 это была намного более приближенная к реальности модель Вопервых речь шла о создании дозвукового бомбардировщика на ядерной установке что было не в пример легче по сравнению с разработкой сверхзвукового самолета Вовторых машину вообще не надо было изобретать заново для поставленных целей годился уже существующий бомбардировщик Ту95 Фактически надо было лишь оснастить его атомным реактором

В марте 1956 года Совет министров СССР поручает Туполеву начать проектирование летающей атомной лаборатории на базе серийного Ту95 В первую очередь необходимо было чтото делать с габаритами существующих атомных реакторов Одно дело оснастить ядерной установкой огромный ледокол для которого фактически не было массогабаритных ограничений Совсем другое поместить реактор в довольно ограниченное пространство фюзеляжа

Атомщики утверждали что в любом случае надо рассчитывать на установку объемом с небольшой дом И все же перед инженерами КБ Туполева поставили задачу во что бы то ни стало уменьшить габариты реактора Каждый лишний килограмм веса силовой установки тянет за собой в виде защиты еще три лишних килограмма нагрузки на самолет Поэтому борьба велась буквально за каждый грамм Никаких ограничений не было денег выделяли столько сколько было нужно Конструктору нашедшему способ снизить вес установки выплачивали солидную премию

В конце концов Андрей Туполев показал реактор размером с огромный но всетаки шкаф причем полностью соответствующий всем требованиям к защите По легенде авиаконструктор при этом не без гордости заявил что домов на самолетах не возят а главный советский атомщик Игорь Курчатов сначала был уверен что перед ним только макет реактора а не действующий образец

В итоге установку приняли и одобрили Однако сначала надо было провести серию наземных испытаний На основе средней части фюзеляжа бомбардировщика на одном из аэродромов под Семипалатинском построили стенд с атомной установкой В ходе тестирования реактор вышел на заданный уровень мощности Как оказалось самая большая проблема касалась не столько реактора сколько биозащиты и работы электроники живые организмы получали слишком высокую дозу облучения а приборы могли вести себя непредсказуемо Решили что отныне основное внимание надо уделять не реактору который в принципе был готов для использования в самолетах а надежной защите от радиации

Первые варианты защиты были чересчур грандиозные Участники событий вспоминают фильтр высотой с 14этажный дом 12 этажей которого уходили под землю а два возвышались над поверхностью Толщина защитного слоя достигала полуметра Конечно найти практическое применение таким технологиям в атомолете было невозможно

Может стоило воспользоваться наработками инженеров КБ Мясищева и спрятать экипаж в свинцовой капсуле без окон и дверей Данный вариант не подходил изза размеров и веса Поэтому придумали защиту совершенно нового типа Она представляла собой покрытие из свинцовых плит толщиной 5 сантиметров и 20сантиметрового слоя из полиэтилена и церезина продукта получаемого из нефтяного сырья и отдаленно напоминающего хозяйственное мыло

Удивительно но бюро Туполева удалось пережить непростой для авиаконструкторов 1960 год Не в последнюю очередь благодаря тому что атомолет на базе Ту95 был уже вполне реальной машиной способной подняться в воздух на атомной тяге в ближайшие годы Осталось лишь провести воздушные испытания

В мае 1961 года в небо поднялся нашпигованный датчиками бомбардировщик Ту95М 7800408 с ядерным реактором на борту и четырьмя турбовинтовыми двигателями мощностью по 15 000 лошадиных сил каждый Атомная силовая установка не была подсоединена к моторам самолет летел на авиакеросине а работающий реактор пока нужен был для того чтобы оценить поведение техники и уровень облучения пилотов Всего с мая по август бомбардировщик совершил 34 испытательных полета

Выяснилось что в течение двухдневного полета пилоты получали облучение в 5 бэр Для сравнения сегодня для работников АЭС считается нормой облучение до 2 бэр но не в течение двух дней а за год Предполагалось что в экипаж атомолетов будут входить мужчины старше 40 лет у которых уже есть дети

Радиацию вбирал в себя и корпус бомбардировщика который после полета надо было изолировать для очистки на несколько дней В целом радиационную защиту признали эффективной однако недоработанной Кроме того долгое время никто не знал как быть с возможными авариями атомолетов и последующим заражением больших пространств ядерными компонентами Впоследствии реактор предлагалось оснастить парашютной системой способной в экстренном случае отделить ядерную установку от корпуса самолета и мягко ее приземлить

Но было поздно внезапно атомолетыбомбардировщики стали никому не нужны Забросать врагов чемнибудь посмертоноснее оказалось гораздо удобнее и дешевле с помощью межконтинентальных баллистических ракет или незаметных атомных подводных лодок Андрей Туполев правда не терял надежды построить атомолет Он рассчитывал что в 1970х годах начнется разработка сверхзвуковых атомных самолетов Ту120 но этим надеждам не суждено было сбыться Вслед за США в середине 1960х СССР прекратил все исследования связанные с атомолетами Ядерный реактор еще планировали использовать в самолетах ориентированных на охоту за подлодками Даже провели несколько испытаний Ан22 с атомной установкой на борту но о прежнем размахе можно было только мечтать Несмотря на то что в СССР вплотную подошли к созданию атомного самолета по сути оставалось лишь подключить ядерную установку к двигателям до мечты так и не дотянулись

Переоборудованный и прошедший десятки испытаний Ту95 который мог стать первым в мире атомолетом долгое время стоял на аэродроме под Семипалатинском После снятия реактора самолет передали в Иркутское военное авиационнотехническое училище а в ходе перестройки пустили на металлолом

Последние сто лет авиация играет настолько большую роль в истории человечества что тот или иной проект запросто мог бы перевернуть развитие цивилизации Кто знает возможно пойди история чутьчуть другим путем и сегодня небесные просторы бороздили бы пассажирские атомные самолеты бабушкины ковры убирались бы пылесосами на ядерной тяге смартфоны достаточно было бы заряжать раз в пять лет а к Марсу и обратно пять раз в день курсировали бы космические корабли Казалось полвека назад была решена сложнейшая задача Вот только результатами решения так никто и не воспользовался

самолёты катаклизмы катастрофы атомнаяугроза СССР выживание убежище

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 62


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Яндекс.Метрика